08.12.2015 18:15
Экономика

Что думает Заполярье об отмене транспортного налога

В Заполярье обсуждают отмену транспортного налога
Текст:  Инга Бугулова Евгения Волкова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №277 (6848)
Вновь начались разговоры о замене транспортного налога. Его предполагается отменить. Такие поправки могут ввести в действие уже с 1 января 2016 года. Авторы инициативы считают, что выпадающие доходы от отмены транспортного налога необходимо включить в стоимость акциза на топливо. По принципу: кто ездит, тот и платит. По сути, отменить транспортный налог было логично еще в 2011 году, когда появился вмененный акциз на топливо. Уже пять лет все россияне платят в дорожный фонд дважды: покупая топливо и оплачивая региональный сбор. Законотворцы считают ситуацию несправедливой. И не только они.
Читать на сайте RG.RU
Отмену транспортного налога обсудят в 2016 году

Обращений в министерство финансов Российской Федерации столько, что на официальном сайте едва ли не на главной странице опубликовано разъяснение ситуации. "Транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Вводя транспортный налог, законодательные органы субъекта определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты. Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размера ставки и льгот находятся в компетенции представительных органов областей и республик", - говорится в сообщении министерства финансов России.

Так, в регионах Северо-Западного федерального округа сложилась полярная ситуация. Например, в 2015 году за легковой автомобиль мощностью от 100 до 150 лошадиных сил жители Архангельской области платили по ставке в 24 рубля. В Ленинградской и Вологодской областях больше - по 35 рублей, а в Калининграде и Пскове меньше - по 15 рублей. Если взять наиболее часто встречающуюся машину (к примеру, мощностью в 120 лошадиных сил), то в Архангельске ежегодные выплаты составят 2880 рублей, в Ленобласти и на Вологодчине - 4,2 тысячи, а в Калининграде и Пскове - 1,8 тысячи. Во многих регионах на учете, кроме того, стоит водный транспорт - катера, моторные лодки. Здесь стоимость одной лошадиной силы тоже неодинакова: дороже всего получается в Калининградской области - 69 рублей (если сотня лошадиных сил, 6,9 тысячи в год соответственно). Дешевле всего в Вологодской области - 15 рублей и в Псковской области - 25 рублей.

А в Мурманской области самый популярный транспорт до 100 лошадиных сил. По данным налоговой службы региона, большинство жителей Заполярья платят налог по ставке 10 рублей. Общая сумма транспортного налога в областном бюджете около 483 миллионов (363 - с физических лиц и 120 - с юридических), сообщил председатель профильного комитета областного парламента Михаил Антропов.

Минэнерго предсказало снижение цен на бензин к 2018 году

- Конечно, ни одному региону это не выгодно - ведь из-за отмены транспортного налога местная казна теряет средства, - говорит Михаил Антропов.

По данным думского комитета, дорожный фонд Мурманской области составляет около двух миллиардов рублей. При этом доля акцизов, поступающих в фонд, увеличилась. Сами акцизы на нефтепродукты выросли с 10 до 20-30 копеек. Доходы от уплаты акцизов, которые поступят в дорожный фонд области, по предварительным подсчетам, 1 миллиард 287 миллионов рублей на 2016 год. В то же время задолженность по транспортному налогу составила 240 миллионов рублей. Система оплаты только по акцизам на топливо исключает возможность не заплатить в фонд, замечают специалисты.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака, дублирующая плата в виде транспортного налога должна быть отменена. Бюджет дорожных фондов должен формироваться только из акцизов. Есть предложения заменить налог экологическим сбором. Варианты еще обсуждаются.

Минфин уже ответил, что в случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется повысить ставки акцизов на нефтепродукты не менее чем в два раза, что в свою очередь приведет к значительному росту цен на топливо и практически на все товары соответственно.

Справка "РГ"

Сегодня в регионах СЗФО стоимость литра бензина зависит от удаленности: чем дальше, тем цены выше. Так, дизельное топливо (ДТ) в СЗФО можно залить в среднем за 36 рублей. Самая высокая цена наблюдается в Мурманске - 38 рублей 20 копеек и в Карелии - 37 рублей 10 копеек, самая доступная - в Ленинградской области: 34 рубля 50 копеек. За 95-й бензин придется отдать около 38 рублей, при этом дешевле всего заправка обойдется в Псковской области - 36 рублей 70 копеек за литр. Несколько затратнее на общем фоне выглядит 98-й бензин: его цена в среднем составляет 40 рублей. Самая высокая стоимость топлива этого вида зафиксирована в Ленинградской области - до 48 рублей, а самая низкая в Архангельской области - 37 рублей 90 копеек.

Повышение цен на автомобильное топливо, так или иначе, коснулось регионов в начале текущего года. По примерным подсчетам, с зимы бензин подорожал на три - пять процентов, или более чем на рубль. При этом, к примеру, в Калининграде последний скачок был зафиксирован буквально месяц назад - в среднем цена выросла на 30-40 копеек. В Великом Новгороде до лета никакого роста не наблюдалось, зато в июле - августе автомобилистам пришлось раскошеливаться на 2,5 процента сверх привычного. На вологодских АЗС последнее повышение цен произошло во второй половине сентября. Тогда бензин марки АИ-92 прибавил 43 копейки, марки АИ-95 - 55 копеек, а дизельное топливо - семь копеек. После этого рост цен приостановился. Также в сентябре на 15 копеек выросла цена в Архангельской области. Перспективы удаленного Мурманска, куда и без того дороже всего возить грузы, пессимистичны. Жители Заполярного региона смогут сэкономить на уплате транспортного налога, но ответят рублем за реформу при покупке всех завозных товаров.

Бензин Легковые авто Мурманская область Санкт-Петербург Северо-Запад