08.12.2015 00:42
Экономика

На рынке РФ зафиксирован переизбыток претендентов на домашнюю работу

На рынке переизбыток претендентов на домашнюю работу
Текст:  Инна Зубарева
Российская Бизнес-газета - : №48 (1027)
Наниматели нянь, помощниц по хозяйству, репетиторов, сиделок сегодня могут диктовать свои условия. По данным нескольких крупных агрегаторов, осенью этого года количество желающих работать на "домашних" позициях удвоилось, сейчас спрос серьезно превышает предложение.
Читать на сайте RG.RU
Опрос: Работающим вместе парам удается достичь успеха в бизнесе

В сентябре 2015 года на сайте Pomogatel.ru создана 8661 анкета в категории няни, 1825 - сиделки, 4669 - домработницы, 2549 - репетиторы. Год назад картина была иная: на сайте зарегистрировалось 4668 нянь, 1007 сиделок, 2517 домработниц, 956 репетиторов. За год желающих работать репетиторами стало на 166% больше, нянями и домработницами - на 85%, сиделками - на 81%. Число вакансий сильно не изменилось. В сентябре 2014 года 3815 человек искали няню, 430 - сиделку, 937 - домработницу, 224 - репетитора. В сентябре 2015 года няню искали 4224 нанимателя (+11%), сиделку - 556 (+29%), домработницу - 1202 (+28%), репетитора - 373 (+67%).

Портал JOB.RU также зафиксировал тренд: база соискателей в сегменте домашнего персонала выросла на 10% по сравнению с прошлой осенью. Базу другого крупного агрегатора - YouDo.com - ежедневно пополняют более 2 тыс. предложений, а общее число пользователей достигло 670 тысяч. "Мы отмечаем значительный рост желающих подрабатывать не только в последние месяцы: он начался еще в конце прошлого года. За 2015 год количество исполнителей выросло втрое. Люди чувствуют нестабильность своих работодателей и стремятся подстраховать себя дополнительным заработком. Кому-то снизили заработную плату, а некоторые и вовсе попали под сокращение", - говорит Денис Кутергин, сооснователь сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com.

Росстат: В РФ свыше миллиона потенциальных работников, сидящих дома

Федеральный сервис отзывов "Фламп" подтверждает: рынок домашнего персонала в России за последний год существенно прибавил как в количестве компаний, так и в качестве оказываемых услуг. По данным "Фламп", за последний год число компаний, работающих на этом рынке, увеличилось на 20,7%. Объем рынка пропорционально увеличился в Москве и регионах: что в 2014 году, что сейчас доля столичных компаний среди общего числа составляет 13%. О росте популярности сферы говорит и увеличение количества отзывов о компаниях, которые специализируются на уборке и домашнем персонале.

"Самый большой спрос всегда был и остается на услуги нянь. И это неудивительно. Без других специалистов в крайнем случае можно обойтись: сиделок в некоторых случаях предоставляют государство, волонтерские организации. А вот без няни, если родители и бабушки-дедушки работают, никак не обойтись", - отмечает Михаил Сорокин, генеральный директор "Помогатель.ру".

Стоимость услуг в разных регионах варьируется. Дороже всего обходится помощь по хозяйству в Москве. Няне в среднем придется заплатить 200 рублей в час, домработница получает от 1500 рублей за выход, это приблизительно 200 рублей в час при 7-часовом рабочем дне, стоимость услуг сиделки - в среднем 1300 рублей в час. Эксперты говорят, что еще год назад услуги домашнего персонала были в среднем на треть дороже.

Желающих подзаработать, убирая квартиры, тоже стало больше. "У нас действительно "просели" заказы на 10-15%. Поэтому пришлось подключать несколько новых источников, чтобы сохранить прежние темы роста. Одновременно с этим на 30% вырос траффик с площадок, где мы размещали вакансии, поэтому пришлось еще сильнее ужесточить отбор. Желающих работать стало больше скорее всего потому, что работа домашнего персонала - это зачастую подработка, а все хотят получить побольше денег перед новогодними праздниками, люди знают: январь - месяц мертвый", - считает Роман Кумар Виас, директор по маркетингу компании Qlean.

Еще один тренд на рынке - сокращение звеньев в цепочке наниматель - исполнитель. Сейчас заказчики все больше стремятся работать с конечными исполнителями услуг, а не обращаться к агентствам. Потребители понимают, что агентства - это посредники, они значительно удорожают стоимость услуги и не имеют явных преимуществ перед работой с исполнителем напрямую. Средний возраст заказчика становится выше, интернет-сервисами начинает пользоваться старшее поколение, более платежеспособное.

Аудитория агрегаторов расширяется. "Очевидно, что заказчику легче договориться с частником. На сервисах-агрегаторах их квалификацию также проверяют. Кроме того, есть система оценки и отзывов. Поэтому риски в данном случае минимальны. Вы видите, с каким человеком вам предстоит работать, можете изучить его профиль и отзывы других заказчиков. Агентства к вам могут каждый раз отправлять нового специалиста, а здесь вы вправе договориться о постоянном сотрудничестве. Поэтому по всем критериям: удобство, функциональность и цена, агентства уступают онлайн-сервисам. Например, уборка однокомнатной квартиры в Москве в агентстве стоит 2500-3000 рублей, а за те же услуги с теми же условиями и качеством, через агрегатора, вы заплатите чуть более 1000 рублей", - говорит Денис Кутергин.

"Всегда будут разные типы работодателей, - возражает Алена Бочарова, руководитель агентства "Мамины помощники". - Есть люди, которые готовы взять на себя все тяготы поиска и подбора самостоятельно. Есть люди, которые привыкли доверять профессионалам и ценить свое время. Как и прежде, качество стоит своих денег".

Товары и цены Работа