Самое же интересное, борьбу с самостроем столичные власти ведут давно. Только за последние два года город снес 2 тысячи объектов общей площадью более 350 тыс. кв. м. Но справиться со всем самоуправством тем не менее не мог. Спросите почему? Дело в том, что построив объект на земле, на которую никто из городских властей не выдавал разрешения, никто не принимал его в эксплуатацию, владельцы этих зданий тем не менее умудрялись оформить на них право собственности. А к такому дому уже просто не пригонишь кран или бульдозер: собственник может обратиться и в суд. И таких построек по сути незаконных, но по всем правилам оформленных, в Москве немало.
- Включенные сейчас под снос 104 объекта - это только первая очередь, - рассказал журналистам начальник Госинспекции по недвижимости Москвы Сергей Шогуров. И признался: - Мы о них знали, но снести не могли.
- Один такой самовольно построенный торговый центр вырос даже вокруг опоры ЛЭП. Достаточно обрыва кабеля и под угрозой окажутся жизни огромного количества покупателей и персонала", - привела пример сложившейся ситуации возле вестибюля станции метро "Петровско-Разумовская" Наталья Сергунина, говоря, чем чреват разгул самостроя для Москвы и москвичей. Впрочем, и сами горожане могут продолжить ряд такого рода примеров, когда из-за нагороженных павильонов и палаток не подойти к станциям метро "Таганская", "Новослободская", "Сухаревская" и других.
Схема их появления властям известна. Еще при прежнем правительстве Москвы предприниматели получали от города в аренду участки земли под некапитальные объекты - те самые ларьки и палатки, еще недавно облеплявшие как лишай всю Москву. Строили же капитальные здания, целые торговые центры, а затем получали свидетельства о праве собственности на них. "Кто и на каком основании их выдавал им?" - поинтересовался корреспондент "РГ". "Это будет предметом отдельного разбирательства", - сказал Сергей Шогуров. Но ясно одно: самострой на годы оказался неприкосновенным.
Разрешить эту патовую ситуацию столичным властям поможет принятый в июле 2015 года федеральный закон о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ (статья 222). Этот документ, пояснила на заседании президиума правительства Москвы заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, дает местным властям право принять решение о сносе самовольных построек, если они находятся на городских инженерных сетях, таких как газопроводы высокого, среднего и низкого давления, трубопроводах холодного и горячего водоснабжения, тепло- и электросетях, а также в полосах их отвода.
Это относится и к самовольным постройкам, расположенным на улично-дорожной сети, площадях, тротуарах, в парках и особо охраняемых природных территориях.
То есть под снос - и теперь вполне законный - попадают практически все ларьки вдоль Ленинградки, которые город не мог снести во время даже стройки Алабяно-Балтийского тоннеля. За то, чтобы хотя бы часть их посторонилась, город еще до Собянина вынужден был выкладывать их владельцам миллионы рублей из своего бюджета.
Впрочем, как сообщил Сергей Шогуров, Москва и сейчас готова частично компенсировать снос самостроя его хозяевам. В каком объеме, он не уточнил. Но скорее всего, власти согласны пойти на это, чтобы все-таки покончить с самостроем и в то же время не увязнуть в судебных разбирательствах с его владельцами.
Каждый из них в ближайшее время получит от города уведомление о необходимости демонтировать незаконный объект добровольно. Если это не сделано в указанный срок, то снос возьмет на себя префектура округа. И тогда вместо извещения - жди бульдозера.