По данным ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), в этом году на рынке наблюдается стагнация. Если в 2012-2013 гг. реализация продукции для детей демонстрировала годовой прирост в денежном выражении в 10-11%, то в 2014-м темп снизился до 4,7%. На этот год прогноз еще более сдержанный: прибавка в 1,6%. Аналитики считают, что к концу года объем покупок на каждого российского ребенка снизится на 8%. В будущем тенденция сохранится.
- Спрос на детские товары, безусловно, отражает все наши проблемы, покупки стали более рациональными: за последний год обороты выросли в денежном выражении, но сократились в натуральном (штуках). В принципе сезонные продажи были выше наших пессимистичных прогнозов, но трудности есть, - говорит президент АИДТ Антонина Цицулина.
От импорта, по данным ассоциации, сильно зависят текстильная промышленность, детская обувь хоть и производится из отечественной кожи, колодки и подошва чаще всего приобретается за рубежом. Деревянные игрушки и детская мебель выпускаются из российского сырья, а вот производство из ДСП зависит от стоимости присадок и клея. Есть проблемы и с материалами для детской посуды, бутылочек: сырье импортное и требования к его качеству - существенные.
- Ослабление курса рубля и рост стоимости импорта спровоцировали значительный рост цен на рынке детских товаров, - говорит директор по исследованиям Synovate Comcon Юлия Быченко. - Тем не менее этот рынок остается самым защищенным, поскольку потребители рассматривают детские товары как приоритетную статью семейного бюджета. Имидж российских товаров в глазах потребителей в целом благоприятен. Они рассматриваются как культурно близкие, надежные и безопасные для детей, однако не всегда соответствующие современным тенденциям дизайна и технологий.
На проблемы с дизайном указывают и продавцы: яркая кофточка с любимым мультперсонажем с китайской интернет-барахолки, пусть и на один сезон, все равно остается привлекательнее, чем качественная, но скучная вещь российского производства.
- В кризис покупатель становится более избирательным, - продолжает Юлия Быченко. - Совершает гораздо меньше эмоциональных покупок и отдает предпочтение рациональному выбору. Сейчас среди родителей отмечается тенденция покупки вещей "на вырост". В гардеробах малышей стало чуть меньше нарядных платьев и костюмчиков. Но это не означает, что рынок перестал расти. На текущий момент в России насчитывается порядка 8,5 тысячи интернет-магазинов, работающих в сегменте Moms&Kids. При этом 60% оборота этого направления приходится всего на 50 площадок. Эксперты ожидают, что в 2015 году электронная коммерция в детском направлении вырастет на 25%, что не так уж и плохо, - считает директор департамента маркетинга и стратегии клуба распродаж Mamsy Евгения Чухнова.
Ряд отечественных предприятий отрасли детских товаров в кризис даже демонстрирует уверенный рост. По данным АИДТ, неплохие позиции сейчас у стартаперов, работающих в сегменте развивающих игр и активно использующих отечественные инновации. Уверенную положительную динамику демонстрируют настольные игры, переживающие сейчас постсоветский ренессанс.
- Отечественные производители уже научились не только предлагать интересные оригинальные игры, но и изготавливать их в России на очень высоком уровне качества. Отрасль взяла лучшее у западных компаний и освоила технологии, которые позволяют работать по международным стандартам. Поэтому при выборе настольной игры потребители почти не обращают внимания на то, кем и где издана игра, конкуренция идет скорее на уровне именно игровой составляющей. В то же время мы наблюдаем, как в некоторых сегментах этого рынка российские игры явно пользуются большим спросом, чем западные, - говорит Ольга Якимук из издательства "Экивоки". А ее коллега из издательства "Stupid Casual - Cosmodrome Games" Михаил Пахомов уверен, что западный потребитель вскоре увидит конкурентоспособные российские игры, многие из которых имеют шансы стать мировыми хитами.
Достаточно стабильна ситуация и на рынке детских книг. Логика простая: если книжка интересная, значит, покупать ее будут. А в отличие от родителей дети не склонны читать неиллюстрированные электронные версии. Кроме того, отказ от таких развлечений, как кинотеатр или поход в ресторан, неизменно приведет к тому, что потребитель останется дома и, вероятно, возьмется за книгу.
- Мы видим, что средний чек родителей не изменился. Как и раньше, они готовы потратить на книги порядка 2-3 тысяч рублей в месяц. Просто теперь на эту сумму они могут купить не 7-8 книг, как раньше, а 4-6 при средней цене на книгу 500 рублей. Из-за этого растет конкуренция: родители выбирают только самое качественное и самое необходимое, - пояснила руководитель направления "МИФ.Детство" в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" Анастасия Кренева.
В целом производители детских товаров и аналитики сохраняют оптимизм.
- Сейчас еще рано делать прогнозы, начало 2016 года будет время "Ч" для детской индустрии. Региональные компании находятся в какой-то мере в более выгодных условиях, так как у них небольшая кредитная нагрузка. Усилилась борьба за потребителей, увеличились программы лояльности. Бизнес ищет свои модели участия в развитии социальной инфраструктуры детства, - заключила Антонина Цицулина.