14.12.2015 15:22
Культура

В БДТ поставили спектакль по книге, взявшей "Нацбест"

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
На Малой сцене БДТ имени Товстоногова выпустили спектакль "Крещенные крестами" по книге Эдуарда Кочергина, принесшей своему автору премию "Национальный бестселлер".
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Крещенные крестами" на Малой сцене БДТ имени Товстоногова
Светлана Крючкова отметила 40 лет в БДТ, сыграв диджея и крупье

Сценарий и режиссура - Вениамина Фильштинского - известного режиссера, чьи постановки идут во многих театрах города, выдающегося педагога, создателя "Этюд-театра" (состоит из выпускников театральной академии, мастерской Фильштинского), автора книги "Открытая педагогика" и других. Среди его учеников (получивших прозвище "фильшты") - известные всей стране актеры Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Михаил Трухин, Ксения Раппопорт, Илья Шакунов… Занятый в спектакле "Крещенные крестами" актер БДТ Руслан Барабанов - также ученик Фильштинского.

Оформил спектакль сам Эдуард Кочергин, легендарный главный художник Большого драматического театра (это он оформлял почти все спектакли Товстоногова), народный художник России, лауреат множества премий - театральных, а в последние годы еще и литературных - за прозу ("Национальный бестселлер" 2010 года, премия имени Сергея Довлатова). Его книги сразу назвали "сенсацией в литературной жизни". В 66 лет он вдруг удивил всех - стал признанным мастером российской прозы, одним из лучших в России.

"Крещенные крестами" - роман-путешествие, рассказывающий историю детдомовского мальчишки, скитающегося по "эсэсэрии". В основе - воспоминания автора о детстве (подзаголовок книги - "Записки на коленках"). Время сталинских репрессий. Сын "врагов народа" Степаныч, став беспризорником, бежит из сибирского детприемника НКВД в родной Ленинград, к маме ("к матке"). Бег этот длится шесть лет.

Главный художник БДТ представил новую книгу

В программке спектакля приводится цитата из книги Кочергина: "Крещенные крестами" - старинное выражение сидельцев знаменитых русских тюрем-крестов, некогда бывшее паролем воров в законе, в соседи к которым в сталинские годы сажали политических. Выражение емкое и неоднозначное. "Крещенные крестами" - это были и воры в законе, и политические, и, наконец, мы, дети политических - сидельцы "детских крестов", детприемников НКВД".

В постановке занято молодое поколение труппы, а "голос автора" доверили народному артисту России Геннадию Богачеву.

Эдуард Кочергин признался корреспонденту "РГ", что никогда и не думал, что "Крещенные крестами" могут поставить в театре. Это было, по его словам, предложение худрука БДТ Андрея Могучего. "Это одиссея беспризорника, рассказ о выживании человека в мире, который был у нас. Мне кажется, получилось хорошо, не случайно зрители тепло принимают спектакль.  Веня - молодец. Он собрал "букет" артистов, отобрал текст, который именно на них ложится. Это большая работа, он сделал ее точно и хорошо. Что касается декораций, мы с ним договорились, что будет как можно проще, без лишних подробностей, на минимализме, поскольку это литературный спектакль, который в результате прекрасной игры артистов превращается в спектакль о выживании. Смотрю и удивляюсь: как я смог запомнить все тогда, в детстве, и записать потом…".

Прямая речь

Вениамин Фильштинский:

- В далекой молодости мы с Эдуардом Кочергиным осуществили в ТЮЗе спектакль "Жила-была девочка", про ленинградскую блокаду, с Ириной Соколовой в главной роли. С тех пор дружим. Кому поставить спектакль "Крещенные крестами" в БДТ, решал он. Была непростая работа над сценарием. Я разработал сценарий всей книги (в спектакле сейчас лишь ее половина). Это именно литературный сценарий (не инсценирование по ролям), в котором максимально учтены особенности стиля автора. Кочергин - замечательный писатель. Цель моя, как режиссера, была сохранить литературу. А это одновременно и высокая литература, и документ эпохи.

Эдуард Кочергин получил "Национальный бестселлер" за книгу о беспризорном детстве

Карина Разумовская и другие актеры не играют главного героя, а прослеживают судьбу мальчика семи с половиной лет, на своей "шкуре" проверяют жизнь ребенка.

… На мой взгляд, театр сегодня сдает позиции, зачастую отказывается от постановки нравственных проблем, идет в сторону интеллектуализма, философичности, поиска форм. А ведь как говорил Пушкин? Театр должен вызывать смех, ужас, жалость. Мне не нравится театр, в котором нет жалости, сострадания. И смех должен быть, ведь жизнь наша смешна. И ужас - перед тем, что происходит. В нашем спектакле мы пытаемся вызвать у зрителей ужас перед преступлениями сталинизма, тоталитаризма, и перед тем, что мы, взрослые, вытворяем с нашими детьми, на какое сиротство обрекаем их.

К слову

В 2007 году режиссер Дмитрий Егоров ставил на Малой сцене БДТ имени Товстоногова "Ангелову куклу" - спектакль по первой книге Кочергина, повествующей о жизни ленинградского "дна" в послевоенные годы.

После "Ангеловой куклы" и "Крещенных крестами" Эдуард Кочергин выпустил книги "Записки Планшетной крысы" (посвящена театральной жизни), "Завирухи Шишова переулка" (о добрых духах Васильевского острова).

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад