- Каким образом закон сбалансирует механизм развития и управления публичной инфраструктурой?
- Закон решает, с одной стороны, государственные задачи, с другой - дает гарантии инвестору и защищает его интересы. С принятием закона возможность реализации проектов ГЧП по значительно более широкому перечню используемых в мировой практике финансово-правовых моделей сотрудничества возросла. Всего в мире используется около дюжины финансово-юридических моделей, применение каждой из которых может оказаться более эффективным при структурировании конкретных проектов, например, в такой отрасли, как энергетика, или в области образования и культуры, в развитии социальной инфраструктуры. Дело в том, что структурирование любого проекта ГЧП требует индивидуального подхода и творческого отношения к нему как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Таким образом, значительное расширение перечня моделей позволит найти возможность применения механизма ГЧП для большего числа проектов. Кроме того, закон устанавливает правила и подходы к реализации проектов ГЧП: регулируются вопросы подготовки, заключения, исполнения, прекращения соглашений о ГЧП в отношении объектов общественной инфраструктуры.
- В чем преимущества закона по сравнению с другими механизмами развития и управления публичной инфраструктурой, например госзаказом?
- Мы все давно привыкли, что для решения вопроса по обеспечению населения услугами и строительства необходимых объектов публичной инфраструктуры используется государственный заказ. Проекты ГЧП, как правило, рассчитаны на длительный срок реализации, в течение которого государство в лице заказчика передает инвестору право на предоставление какой-либо услуги населению. При этом инвестор самостоятельно строит и эксплуатирует объект инфраструктуры, привлекая на это финансирование. Средства инвестора возвращаются за счет оказания, например, платных услуг населению или частичного софинансирования из бюджета. Основным плюсом механизма ГЧП по сравнению с госзаказом является то, что мы перекладываем на инвестора наиболее существенные для нас риски: увеличение сметной стоимости строительства, нарушение сроков введения объекта в эксплуатацию. Частный партнер (инвестор) крайне заинтересован в соблюдении сметы проекта, т.к. выход за смету и сроки полностью покрываются за его счет. При этом инвестору нужен качественно построенный объект соглашения, так как именно он будет его эксплуатировать, и если объект построен некачественно, то он за свой счет проводит все дополнительные работы. Привлечение частных компаний с условием распределения рисков и ответственности за реализацию проектов позволяет не только снизить расходы на строительство и обеспечить более эффективное оказание общественных услуг, но и создать предпосылки для привнесения в сферу производства и предоставления общественных услуг новых управленческих технологий, современного организационного опыта и знаний, в чем заинтересован сам партнер. Передавая частным операторам право управлять публичной инфраструктурой, государство рассчитывает в том числе снять с себя часть нагрузки по содержанию отдельных видов объектов, которые имеют коммерческий потенциал, сохранив при этом их функциональное назначение и право на разумный контроль. Все связанные с этим риски фиксируются в соглашении, которым предусматриваются, в том числе, штрафы за несоблюдение обязательств инвестора.
- Почему вы уверены, что инвесторы придут в регионы?
- ГЧП - это партнерство, которое должно осуществляться на взаимовыгодных условиях и быть интересно в том числе и самому инвестору. Очевидная предпосылка для такой заинтересованности в том, что инфраструктура - это большой стабильный долгосрочный бизнес: в ухудшающихся экономических условиях долгосрочные проекты (10-30 лет) являются хорошим инструментом защиты от экономических спадов. При этом для снижения "нервозности" инвестора законом предусмотрена частная собственность на объект инфраструктуры. Эта собственность обременена обязательствами по соглашению для защиты от недобросовестных контрагентов. При этом снижение процентной ставки по кредитам за счет возможности передачи объекта соглашения в залог финансирующей организации достигается за счет снижения нормы резервирования для банков по обеспеченным залогом кредитам. Публичная сторона может участвовать в проекте ГЧП (МЧП) через прямое софинансирование, предоставляя субсидию на реализацию проекта или государственную гарантию, а также через имущественное участие, в том числе предоставляя земельные, водные, лесные участки под создаваемый объект в рамках единых конкурсных процедур на заключение соглашения о ГЧП.
- Закон о ГЧП также предусматривает отбор инвесторов на конкурсной основе, при этом прописан и альтернативный механизм - частная инициатива.
- Да, инвестор может подать заявку на реализацию проекта и в случае заинтересованности публичной стороны в проекте заявка размещается на сайте torgi.gov.ru. Если в течение 45 дней иной инвестор не заявит о своей заинтересованности в реализации проекта, с инициатором заключается соглашение без конкурса. Инвестору это позволяет существенно сократить сроки проведения конкурсных процедур. Предприниматель, осуществляя инвестиции, получает гарантии их возврата, поскольку государство как его партнер соглашается на обеспечение взаимоприемлемого уровня рентабельности. Государство гарантирует при ухудшении макроэкономических параметров или изменении законодательства, ухудшающем положение инвестора, пересмотреть условия соглашения в части: повышения расходов публичного партнера на создание и (или) техническое обслуживание и (или) эксплуатацию объекта соглашения; увеличения срока соглашения; предоставления частному партнеру дополнительных государственных или муниципальных гарантий. Мне кажется, нам действительно удалось создать максимально либеральный и ориентированный на инвестора инструмент.
- Чем выгоден Федеральный закон именно государству?
- В условиях бюджетных ограничений и закредитованности бюджетов ряда регионов модернизация объектов социальной инфраструктуры (школ, поликлиник, домов престарелых и др.) в необходимом размере представляется крайне сложной задачей. При том, что государство выполняет все социальные обязательства в полном объеме и предоставляет необходимые услуги. Закон как раз позволяет привлечь частный капитал в реконструкцию и строительство таких объектов, при этом тоже инвестор будет эксплуатировать объект и предоставлять услуги. Предоставление услуг населению как раз и есть один из источников возврата инвестиций для частного партнера, сами объекты зачастую требуют существенной модернизации. Кроме того, реализация инфраструктурных проектов с привлечением частных инвесторов будет способствовать привлечению в сферу производства и предоставления общественных услуг, новых компетенций, знаний, технических решений, что должно положительно сказаться на качестве предоставления услуг населению. Механизм частной инициативы позволяет сократить сроки и затраты на предпроектную подготовку, а именно эти расходы зачастую являются для многих проектов камнем преткновения, так как в бюджете не всегда можно найти на это средства. Безусловно, закрепленные в законе нормы предоставляют возможность регионам и муниципалитетам передать несвойственные им функции по осуществлению технического обслуживания объектов, а при желании даже передать частному партнеру функции по эксплуатации объектов публичной инфраструктуры.
- Как министерство намерено обеспечить реализацию проектов по новому закону?
- До конца текущего года нужно принять 12 нормативных правовых актов, необходимых для того, чтобы закон заработал в полном объеме. Эта работа уже на завершающей стадии и три постановления правительства уже приняты. В числе необходимых документов нормативные правовые акты, регламентирующие и подготовку проектов ГЧП/МЧП, и конкурсные процедуры, предшествующие их реализации. Это акты, определяющие порядок оценки проектов ГЧП/МЧП и, конечно же, контроль и мониторинг реализации таких проектов.
Таким образом, к дате вступления в силу закона на федеральном уровне во исполнение его положений будет обеспечен достаточный инструментарий для реализации проектов ГЧП. Вся правовая база для начала реализации масштабных проектов по строительству и реконструкции инфраструктурных объектов в России до конца года будет сформирована.