По словам Владимира Колмакова, доцента кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, коммерчески привлекательные проекты всегда находят частного партнера или инвестора. Другое дело, социально значимые проекты, главная проблема которых - длительная окупаемость. "Государство осталось собственником в сферах, которые были не интересны с коммерческой точки зрения бизнесу. С другой стороны, государство сейчас в стратегически важных областях деятельности - образование, здравоохранение, культура и других сегментах социальной сферы - констатирует резкое сокращение своей доходной части и базы. Главный фактор, который подталкивает к развитию ГЧП, - это необходимость экономии бюджетных ресурсов", - говорит Владимир Колмаков.
По его словам, государство, вступая в союз с бизнесом, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и действенную модель реализации проектов, а бизнес - определенный набор гарантий и преференций. При этом именно частный сектор должен проявлять инициативу и показать государству положительную практику реализации проектов ГЧП, в противном случае развитие такого партнерства будет идти очень медленно.
По словам экспертов, международный опыт показывает, что партнерские проекты государства и бизнеса в сфере образования влияют на повышение качества образовательных услуг, инвестиционную привлекательность образовательных организаций и повышают эффективность управления объектами общественной инфраструктуры.
Механизмы ГЧП усилят эффективность образовательных и культурных учреждений в стране, уверена Ирина Егорова, президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии. По ее словам, сегодня нужно применять ГЧП в создании новых образовательных и культурно-досуговых программ, в том числе в сфере дополнительного образования. "Наша задача - выработать единые механизмы сотрудничества бизнеса и государства в обеспечении дополнительного образования и досуга детей, сформировать источники их финансирования. Компании, работающие в детской индустрии, заинтересованы в получении субсидий, которые позволили бы компенсировать затраты на аренду помещений, где они ведут свою деятельность. Возможность получить такую субсидию является примером эффективного ГЧП, над формами которого необходимо работать", - поделилась Ирина Егорова.
Она добавила, что одним из инструментов развития ГЧП может стать система получения грантов на программы, связанные с развитием детской индустрии. Существующая практика выдачи грантов несовершенна, говорит Ирина Егорова: "Многие предприятия имеют свои конкурсы, гранты, премии, но пока это лишь частная инициатива бизнеса, в ней нет системы. Если же эта практика будет оценена государством и поддержана как ГЧП, она станет постоянной и будет расширяться".
Влияют на повышение качества образования и культурно-досуговой деятельности детей и производители детских товаров, рассказал Сергей Лобанов, заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка минпромторга. "Рынок детских товаров - это социально-ответственная индустрия, производящая товары, необходимые для творческого развития детей и формирования культурной нации. Народный художественный промысел как вид народного искусства является неотъемлемым элементом нашей культуры", - заявил чиновник.
О том, что ГЧП в сфере образования станет для бизнеса эффективной моделью сотрудничества, эксперты не сомневаются. Алла Бурмистрова, замдиректора Ассоциации участников рынка арт-индустрии, отметила ряд моделей ГЧП, в развитии которых особенно заинтересованы государство и бизнес. Эти модели отражены в методических рекомендациях по развитию ГЧП в дополнительном образовании детей, разработанных ассоциацией для минобрнауки и распространенных во всех регионах.
Бизнес, государство и общество имеют общей целью увеличение количества качественных дополнительных образовательных программ. В достижении этой цели среди перспективных моделей ГЧП в сфере образования выделяется программа шефства над образовательной организацией. При этом одна или несколько организаций заключают с рекомендованной органами власти школой соглашение о партнерстве, для которой они и создают совместный продукт или проект. В этой модели основной целью является повышение качества и доступности инфраструктуры, создание в школе условий для дальнейшего развития.
"Помощь оказывается тем учреждениям, которые нуждаются в развитии больше всего. Этот момент определяется при участии государства, а частные организации, объединившись, предлагают государству решения для этой школы. Частные организации путем разработки образовательных программ, внедрения новых материалов, технологий в течение двух-четырех лет формируют новую образовательную среду и постоянно отслеживают достижение результатов", - рассказала Алла Бурмистрова. Мониторинг осуществляется как со стороны государства, школы, так и частного сектора. Бизнесу выгодно это партнерство с точки зрения получения прибыли в будущем, производства инновационной продукции, способствующей повышению качества образования.