Сейчас добраться до ледовых территорий можно в основном самолетом. На море для грузовых судов действует Северный морской путь. Однако эти транспортные пути не работают в полную силу. Транзит по морю в этом году составил всего 35 тысяч тонн, что равно грузоподъемности одного судна.
- Ни одна судовладельческая компания, в том числе шведские и греческие, не хочет вести свои суда Северным путем, потому что это долго, опасно и нерентабельно, - отметил заместитель директора Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН Михаил Григорьев.
На Северном пути работа флота не организована: сегодня там действуют только два или три ледокола, в то время как остальные стоят в ремонте. Прохождение транспортных судов за ледоколами не фиксировано по времени, что особенно чувствительно для судов, транспортирующих горючее, у которых установлено почасовое принятие грузов. Кроме того, побережье российской Арктики не оборудовано портами.
Не имея выбора, люди отправляются на Север самолетами. В 2014 году объем воздушных перевозок пассажиров составил более четырех миллионов человек, то есть 10 процентов от внутрироссийских. Грузов же за минувший период в города арктического пояса доставлено более 40 тысяч тонн, что составило около 15 процентов в целом по России. Однако, по мнению экспертов, авиационное сообщение Севера с "Большой землей" в полную силу не работает, и прежде всего потому, что старые, еще советские самолеты уже не могут подняться в воздух, а вечная мерзлота разрушила устаревшую инфраструктуру аэропортов. Не спасает ситуацию и высокая плотность аэродромной сети, которая там, кстати, выше, чем в стране. Всего в регионах арктического пояса насчитывается 88 аэродромов и около 200 посадочных площадок, 99 процентов из которых - грунтовые. Основная масса этих аэродромов в настоящее время не действует. В Мурманской области, например, 41 аэродром, но в рабочем состоянии только 10. В Чукотском автономном округе из 33 аэродромов воздушные суда принимают 15, в Ямало-Ненецком округе - 12 аэродромов и площадок из 19.
Печальна судьба аэропорта Диксон в Красноярском крае - стратегического всесезонного объекта, который требует скорейшего ремонта. Сейчас его содержит служба обеспечения одноименного поселка - метеорологи, пограничники, всего 50 человек. Раньше число жителей превышало шесть тысяч. По сути, это единственный аэропорт, соединяющий центр Арктической зоны с "Большой землей". Деньги на его реконструкцию в течение двух ближайших лет найдены, но общей программы реконструкции для аэропортов с аналогичной судьбой в России пока нет.
- Аэропорты типа Дикси восстанавливать нужно, поскольку это опорные точки, позволяющие развивать русскую Арктику на север и на юг, - отметил вице-президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Олег Курилов.
Для Арктики отсутствие продуманной и налаженной логистики, обеспечением которой с 1990-х годов никто толком не занимался, обернулось тяжелыми последствиями. Провал в инфраструктуре аэропортов привел к тому, что частные авиакомпании сочли это направление неинтересным с точки зрения прибыли.
- Авиакомпании не готовы увеличивать число полетов, поскольку в перевозке грузов не видят коммерческого интереса, - отметил заместитель генерального директора по стратегическому развитию и управлению инфраструктуры ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" Евгений Куманцов.
Сказалось это и на строительстве, поскольку все материалы приходится завозить, что повышает стоимость стройки в принципе.
Тема жилищного строительства в северных городах и еще в целом ряде городов, где по причине потепления климата произошло ослабление вечной мерзлоты, у всех на устах. Многие строительные объекты промышленного и делового назначения постепенно приходят в негодность из-за того, что не раз переходили из рук в руки и не реконструировались. Сыграли свою роль и изменения в грунтах, в результате которых фундаменты зданий потеряли устойчивость. Особенно это сказалось на многоквартирных домах: почти каждый год в городах Арктической зоны из строя выходит по одному многоквартирному дому. Их приходится сносить и строить новое жилье. Возводят здания по СНиПам, в которые не внесены новые данные по изменившимся характеристикам грунтов. Однако обеспечить гарантированную устойчивость зданий могут немногие строительные компании, хотя берутся за дело все, кто смог пройти процедуру торгов по федеральному закону N 44. И это для властей городов настоящая головная боль.
- Строители иногда демонстрируют полное непонимание ситуации, и не только в технических вопросах, - отмечает Курилов. - Иногда "случайные" строители спрашивают: "С какого вокзала подвезти строительные материалы?"
Сегодня ситуация с транспортной и социальной инфраструктурой на Севере непростая, а мерзлота уже перестала быть "вечной". Но выход все-таки есть. Эксперты призывают усилить контроль за качеством работ, которые выполняют частные строительные компании. Их обяжут перед возведением зданий обследовать грунты посредством термометрических скважин, а также соблюдать требования правил геотехнической защиты строений от опасных геологических процессов.
- Строители должны нести ответственность за то, что они делают. Не будем нормально строить, от нас уедут люди, что плохо, потому что с кадрами у нас и так дефицит, - отметил заместитель директора Института мерзлотоведения СО РАН Михаил Григорьев.
За последние 10 лет из городов арктического пояса уехала почти треть проживавшего там населения. Сейчас этот процесс приостановился, однако наверстать упущенное сложно: люди не хотят жить на Севере.
- В советское время людям, которые выезжали туда на работу, предлагали определенные льготы, выделялось жилье, был обеспечен социальный пакет, - отметил директор Департамента развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока минвостокразвития РФ Григорий Смоляк.
Но, как показывает практика, дело здесь не только в деньгах. По сравнению с зарплатой, средней по регионам арктического пояса, выпускники вузов получают существенные надбавки. Самые большие (1,26 процента) в Республике Саха (Якутия), в Чукотском автономном округе надбавка составляет 1,14 процента от средней по региону. Самые низкие надбавки в Архангельске. Там они составляют 0,75 процента. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга - центров притяжения специалистов из городов северного пояса, где надбавки составляют 0,94 и 0,92 процента, они высоки и могли бы быть привлекательны для выпускников вузов. Сейчас там большой недостаток кадров по гидрометеорологии, экологии, добыче и использованию природных ресурсов. И это при том, что выпускники местных вузов все-таки остаются.
Один из способов пополнения специалистов на предприятиях городов вечной мерзлоты эксперты видят в привлечении мигрантов, а также в выполнении программы по привлечению соотечественников из-за рубежа, которая реализуется с 2007 года.
В целом по России в течение 2015 года иностранными гражданами было получено более 1,5 миллиона патентов. Мигранты приезжают в Арктику сознательно и трудоустраиваются по востребованным специальностям в строительстве, электроэнергетике, обрабатывающей промышленности. Едут в основном в Ямало-Ненецкий автономный округ, остальные регионы только готовятся стать участниками программы.
- Привлечение специалистов - реальный шанс восполнить недостаток в профессионалах с высшим и средним образованием, - отметил начальник управления по организации работы с соотечественниками и переселенцами ФМС России Виталий Яковлев.
По программе переселения соотечественников едут в Архангельскую область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край и Мурманскую область. Готовится к вступлению в программу Республика Саха. В 2015 году в города арктического пояса приехали 3,5 тысячи человек, 80 процентов из которых трудоспособного возраста с высшим образованием. Всего по программе в Россию переселилось более 400 тысяч человек.
- Сейчас в рамках программы развиваются направления по переселению ученых, студентов и перспективной молодежи, - подчеркнул министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
Как рассчитывают эксперты Арктического совета, в частности США, Канады и Норвегии, глобальное потепление настигнет Арктику в 2030 году. К тому времени количество участников, желающих закрепить за собой право добывать на арктическом шельфе редкие полезные ископаемые, увеличится. Уже сегодня некоторые страны рассматривают Арктику как стратегически важный объект, и у России не так много времени, чтобы обозначить свои позиции.