По его словам, количество суицидов уменьшилось на 12 процентов. Сейчас планируется, что людей, вновь поступающих в СИЗО, будут проверять в том числе на склонность к суициду. Для этого есть специальные психологические методики, которые предполагается использовать за решеткой.
"Мы приходим к тому, что у нас должны быть клинические психологи и они должны проводить адресное обследование, в том числе сотрудников, - сказал Анатолий Рудый. - Проблема с суицидом сотрудников не меньше, чем с суицидом заключенных".
Это заявление прозвучало на заседании общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний, которое вчера прошло в Москве. Но тема предотвращения самоубийств, кстати, активно обсуждалась и на втором Международном пенитенциарном форуме, который недавно прошел в Рязани. Тогда эксперты говорили, что человек, впервые попавший в тюрьму, в первые несколько дней переживает стресс. И именно в это время велика вероятность самоубийства.
Поэтому в первое время новичков надо держать под особым контролем, им нужна специальная психологическая помощь.
Эксперты подчеркивают, что подобные меры не сделают пребывание в тюрьме комфортным для уголовников. Собственно, у матерых преступников таких проблем со стрессом при аресте нет. У криминальной молодежи, сознательно выбирающей преступную дорожку, тоже, как правило, тюремная "акклиматизация" проходит нормально. Проблемы возникают у обычных людей, попавших за решетку, скажем, из-за ДТП или обвиненных в мошенничестве.
Бывает, что человек занимал высокий пост, его в чем-то обвинили, и не факт, что справедливо, и он попадает в камеру. Пока суд и следствие разбираются, идет время, а человеку жить не хочется. Вот таким и нужна психологическая поддержка.
Еще одна проблема, прозвучавшая вчера: резко сокращается число сидельцев в колониях-поселениях. На это обратили внимание члены общественного совета. За два года население таких колоний снизилось на 10 тысяч человек. В ноябре 2013 года в них сидела почти 41 тысяча человек. В ноябре 2015 года почти 31 тысяча.
Между тем в колониях-поселениях, как правило, все осужденные работают. Считается, что такая колония более гуманный вариант. Может быть, меньше становится тех заключенных, которых можно содержать именно в гуманных условиях? Впрочем, по мнению экспертов, тому есть какие-то другие причины.
Сейчас прорабатывается вопрос, чтобы расширить возможность переводов с общего режима в колонии-поселения тех осужденных, кого можно перевести. Для этого предлагается в том числе снизить срок, отбытый в обычной колонии, после которого заключенного при хорошем поведении можно будет переводить в колонию-поселение.
В идеале, как рассказывают представители тюремного ведомства, перевод в колонию-поселение должен становиться ступенькой перед условно-досрочным освобождением. То есть заключенному сначала изменят режим, а если он оправдает доверие, то затем и досрочно освободят. Так что эксперты предполагают, что в перспективе основная часть освобождений по УДО должна происходить именно в колониях-поселениях.