С этого же момента с потребителей начнут взимать ежемесячную абонентскую плату за обслуживание электросетей. Сейчас документ проходит стадию общественного обсуждения. Абонентская плата - это фиксированный платеж (сумма пока не определена, но она будет составлять от 20-100 рублей) в составе общего платежа за свет. "Это не новая идея, - аргументировал замминистра. - Этот платеж много лет действует во многих странах Европы. Независимо от того, сколько платит человек за свет, он оплачивает обслуживание сетей". По словам Вячеслава Кравченко, это решает большую проблему пустующих домов и квартир в России.
"Электричеством там никто не пользуется, а обрыв линии электропередачи все равно ликвидировать надо, - отметил он. - Это актуально для дачных домиков, например".
После ввода абонентской платы электросети получат дополнительно 240 миллионов рублей в месяц, оценил эффект замминистра. Помимо введения абонентской платы, в Минэнерго предлагают также ввести дифференцированный тариф для населения, который будет зависеть от величины потребления.
"Введены три предела - это объем потребления до 150 кВт, и соответственно тариф с коэффициентом 0,98, это на 2 процента ниже тарифа что действует сейчас. В эту категорию войдут 73% всех потребителей. Диапазон потребления от 150 кВт до 600 кВт - 10 процентов к существующему тарифу для населения, таких потребителей в России, по расчетам Минэнерго, 25%. Потребление свыше 600 кВт - это коэффициент 50 процентов. Таких потребителей в России всего 2%. При этом льготная категория потребителей имеет право на льготный тариф с коэффициентом 0,98 вне зависимости от того, какой объем потребления у него есть, это может быть и 1000 кВт. У нас есть часть населения, которое платит по так называемому коэффициенту 0,7, это лица, проживающие в домах с электроплитами, в сельских населенных пунктах, для них будет устанавливаться право оплачивать энергопотребление с коэффициентом от 0,7 до единицы. Этот коэффициент устанавливается местными властями. Мы исходим из того, что в отношении всех этих потребителей будет действовать коэффициент 0,7, в данном случае если тариф это рубль, то при применении этого коэффициента тариф составит 70 копеек. Если объем потребления до 150 кВт, эти 70 копеек будут считаться с коэффициентом 0,98. Далее - если потребитель вышел за пределы 150 кВт, то платеж будет высчитываться так: первые 150 кВт с коэффициентом 0,98, а свыше 150 кВт с коэффициентом 1,1. Не на весь объем, а именно на объем превышения. Точно такая же ситуация, если потребитель использовал свыше 600 кВт. 150 кВт по норме, потом объем оставшихся 450 с коэффициентом 1,1 и дальше - все превышение с коэффициентом 1,5".
Как уточнил Юрий Липатов, проект постановления предусматривает серьезные льготы одиноким пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, социально незащищенным категориям граждан. "Они будут оплачивать электроэнергию по базовому тарифу в независимости от реального объема потребления ими электроэнергии", - сказал парламентарий.
Цель реформы - ликвидация перекрестного субсидирования. На 2013 г. этот показатель был зафиксирован на уровне 230 миллиардов рублей, на конец 2015 г. - уже порядка 285 миллиардов. А в Стратегии развития сетевого комплекса обозначено, что к 2020 г. показатель должен снизиться почти в шесть раз - до 50 миллиардов рублей. По словам Кравченко, при разработке проекта Минэнерго обнаружило, что в ряде регионов социальная норма была установлена выше, чем объем потребления в среднем на человека. Например, в Орловской области был установлен тариф социальной нормы на уровне 190 кВт. По другим регионам уровень тарифа близок к экономически обоснованному.
"Вот регионы, где стоимость тарифа близка к реальной рыночной стоимости электроэнергии, - отметил Юрий Липатов. - Это Еврейская АО, Северная Осетия, Астраханская, Рязанская, Калининградская, Белгородская, Санкт-Петербург, Камчатский край, Омская, Хабаровский, Московская область, Республика Саха, Москва. В проекте есть ряд действительно экономических проблем, которые нужно взаимоувязывать. Социальная норма звучит так, как будто вот пайки какие-то дают и страна по миру идет. Вообще-то это общепризнанная практика. И нет ни одного государства, чтобы все жили одинакового. Поэтому государство обязано защищать малоимущих прежде всего. А тех, кто живут в достатке, где и бассейны топят, и чтобы с метлой не ходить, дорожки топят. Ну, так и платите, ребята, нет проблем. Сейчас должна вестись тотальная разъяснительная работа. Мы должны людям объяснить, что это не прихоть премьер-министра или министра энергетики: давайте мы введем эту социальную норму. Речь идет о единой энергетической системе, речь идет о будущем развитии государства. И вместе с тем мы должны реально понять, кто за что может и не может платить. У нас сейчас в Думе есть такие разговоры: вот этот закон мы сейчас не будем принимать, вот этот не будем. Но есть законы, которые мы обязаны принимать - нравятся они или не нравятся. Надо разъяснительную работу вести. Вот это самое главное - чтобы людей привлечь на свою сторону, чтобы они реально понимали, что делает правительство".
Пресс-конференция о социальных нормах на энергоресурсы в "РГ"