17.12.2015 09:28
Экономика

В Зауралье наведут порядок в пассажирских перевозках

В Зауралье наведут порядок в сфере пассажирских перевозок
Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6856)
В 2016 году вступает в силу федеральный закон № 220, который впервые в истории России на территории всей страны устанавливает единые принципы организации пассажирских перевозок на общественном транспорте. Несмотря на то что закон прямого действия, отдельные полномочия по нормативному регулированию он делегирует субъекту РФ. Поэтому в Зауралье на основе ФЗ разработали аналогичный региональный документ, который, как ожидается, будет принят на заседании областной Думы в конце декабря. Власти надеются, что закон положит конец затяжному конфликту между перевозчиками Кургана и пригородного Кетовского района. Правда, сами предприниматели пока не верят, что так легко и быстро можно решить их застарелые проблемы.
Читать на сайте RG.RU

Принятые ранее нормативно-правовые акты, регулирующие сферу пригородных пассажирских перевозок в Зауралье, по оценке игроков рынка, содержат слишком общие положения и не отражают в полной мере взаимоотношения власти, бизнеса и потребителей услуг, то есть пассажиров. Фактически пассажирский транспорт работает бесконтрольно. Например, на территории Кетовского района, как утверждают предприниматели, они формировали маршрутную сеть самостоятельно еще в конце 1990-х - начале 2000-х годов. По сути, делали это незаконно, хотя и с благословления местных властей.

РЖД не будет брать деньги за справку о стоимости проезда с инвалидов

- В районной администрации нам показали карту и сказали: езжайте, куда хотите! - вспоминает представитель кетовской пассажирской транспортной компании Елена Шабалина. - Но мы понимали, что ни один населенный пункт, даже самый малочисленный, не должен оставаться без транспорта. Поэтому перевозчики распределяли между собой маршруты, в том числе и нерентабельные. А потом начались конкурсы, и на нашу работающую сеть волной пошел город. В результате на одном маршруте теперь иной раз несколько перевозчиков.

Надо сказать, что Кетовский район особенный: его территория практически со всех сторон окружает областной центр, поэтому все маршруты здесь межмуниципальные. Такого нет больше нигде в Зауралье. Чтобы довезти пассажиров из одного конца района в другой, водитель должен проехать через Курган. Путь неблизкий, но прибыльный, так как по дороге автобус останавливается на всех городских остановках. Поэтому неудивительно, что здесь возникла настоящая битва за маршруты. Правда, властям Кургана не нравится, что кетовчане безвозмездно пользуются инфраструктурой города и не согласовывают с мэрией остановки. Поэтому сейчас идут разговоры о создании единой транспортно-логистической схемы прохождения кетовских маршруток через областной центр. Но это отдельная тема.

Уникальность географического положения Кетовского района побудила региональных законотворцев еще в 2009 году издать специальный закон и наделить муниципалитет полномочиями региона по организации транспортного обслуживания населения. С местными транспортными компаниями были заключены договоры на пассажирские перевозки. Однако в 2011-м вышел еще один областной закон, обязывающий проводить среди перевозчиков конкурсы.

Первый конкурс в Кетовском районе провели в 2012 году. По его результатам заключили новые договоры, а старые были расторгнуты. Вот тогда и появились на местных дорогах перевозчики из Кургана: выиграв конкурсы, они вставали на любые понравившиеся им маршруты, создавая нездоровую конкуренцию. Раньше в районе, по словам местных водителей, понятия не имели, что значит "торговать графиками", а с приходом горожан это стало обычным явлением. Предприниматели рассказывают, что некоторые победители конкурсов сами работать не собирались, а продавали график тем же кетовчанам. "Городские", в свою очередь, уверяют: конкурсы выигрывали честно, а уж кто работает на маршруте - это их дело.

ГП предложила лицензировать заказные пассажирские перевозки

Правда, конкурсы в Кетовском районе не пошли. Первый же сразу был оспорен перевозчиками в суде, его результаты признаны недействительными, как и заключенные по итогам контракты. После администрация Кетовского района еще три раза объявляла конкурсы на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения, но всегда в них находились какие-то изъяны, недочеты. По решению УФАС они были отменены. Пока шли разбирательства, перевозчики продолжали возить, да и до сих пор возят пассажиров безо всяких договоров - по сути, нелегально. Правда, сами они так не считают.

- У меня бессрочная лицензия с правом работать на любых дорогах РФ, - говорит Елена Шабалина. - В то же время в рамках местных законов с меня требуют еще и договор.

Тем временем администрация Кетовского района объявила 30 декабря очередной конкурс.

- Мы обязаны выполнить закон и предписание УФАС. Если не проведем, нас оштрафуют, - пояснил глава Кетовского района Александр Носков. - По предыдущей конкурсной документации антимонопольный орган сделал три замечания, все недочеты устранены.

Вместе с тем Александр Носков не исключает, что очередной конкурс тоже будет оспорен: опять предприниматели найдут, что запятая не в том месте стоит. Контракт обязывает работать по закону, прозрачно, а это не всем нравится.

- Вы можете представить такую ситуацию: по маршруту ходят шесть автобусов, а работают на них официально три человека? При этом заработная плата водителя всего 3,5 тысячи рублей в месяц, - возмущается глава района. - А у нас такие есть. И это не конкуренты, а наши, кетовские перевозчики. И маршруты у них отнюдь не самые плохие. Поэтому они и не хотят никаких конкурсов, иначе все эти факты всплывут наружу, и тогда им точно не выиграть. Хотя недобропорядочные предприниматели есть везде. На то и конкурсный отбор, чтобы их отсеивать.

ГЛОНАСС сэкономил челябинским городам 33 миллиона

Между тем грядущий конкурс может оказаться последним в Кетовском районе, а может и вовсе не состояться, если региональный закон будет принят раньше. Как сообщили в областном департаменте промышленности, транспорта, связи и энергетики, по закону обязанность проводить конкурсы возложена на эту структуру, а вот оставлять такие полномочия за Кетовским районом или вернуть в область - решение теперь за депутатами Курганской областной Думы. Там корреспонденту "РГ" пояснили, что вопрос о прекращении полномочий района пока на повестке не стоит.

В то же время можно и вовсе обойтись без состязаний.

- Законодатель впервые ввел такую схему, когда перевозчики могут объединиться, создать простое товарищество, внутри которого распределить маршруты и пассажиропоток, - пояснил первый заместитель директора департамента Сергей Горбачев. - Если не договорятся - тогда на конкурс. Кроме того, такая процедура проводится в обязательном порядке, когда создается новый маршрут, либо на один маршрут претендуют три и более перевозчика.

Сергей Горбачев также сообщил, что до Нового года на сайте ведомства для сверки будет вывешен реестр маршрутов транспорта. Требования к нему очень серьезные. Чиновники уже сейчас вынуждены проверять первичные документы и уточнять, на каком основании перевозчик работал раньше - может, просто сам "накатал маршрут", как в Кетово.

- Что делать с такими, пока трудно сказать, - признался Горбачев. - Постараемся, конечно, максимально сохранить тех, кто честно работает, вложил деньги в дело, платит налоги и заботится о безопасности и комфорте пассажиров. Маршрутную сеть в Кетовском районе ломать не собираемся, если местные власти считают ее оптимальной.

По словам перевозчиков из Кетовского района, сначала они попытаются объединиться, хотя это и непросто: например, на одном из маршрутов работают 12 человек. Но договариваться все же лучше, чем враждовать, признают предприниматели.

Комментарий

Ирина Гагарина, руководитель управления ФАС по Курганской области:

- На комиссиях УФАС неоднократно слушались дела по жалобам перевозчиков на действия органов власти и конкурентов. Их рассмотрение осложнялось отсутствием на федеральном уровне нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения в области пассажирских перевозок транспортом общего пользования. Антимонопольный орган надеется, что новый областной закон снимет ряд давно назревших проблем в отношениях перевозчиков с властями и ситуация в транспортной сфере Курганской области нормализуется.

Общественный транспорт Курганская область Урал и Западная Сибирь