ГП предложила лицензировать заказные пассажирские перевозки

Генеральная прокуратура провела масштабную проверку тех, кто перевозит пассажиров. У компаний зачастую нет лицензий на регулярные перевозки. При заказе автобусов подаются такие, которые за ворота выпускать страшно. В итоге на дорогах гибнут люди.

Несмотря на принимаемые правительством меры, ситуация в области автопассажирских перевозок остается критической, отмечают в ведомстве.

Практически везде хозяйствующие субъекты оказывают услуги по регулярным перевозкам пассажиров без лицензий и необходимой документации. Перевозчики не только уклоняются от получения лицензий, согласования маршрутов с органами власти, но и избегают проверок Ространснадзора.

По сути, эти предприятия выдают их за перевозки в интересах самого предприятия. Или называют заказными. Наверняка многие видели автобусы, которые регулярно отправляются от площади какого-нибудь вокзала в какой-нибудь город, а то и за границу, но при этом на этом автобусе висит табличка "заказной".

Также перевозчики эксплуатируют автобусы с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения. В большинстве регионов страны пассажир рискует оказаться в автобусе с неисправными рулевым управлением, тормозной системой. А уж про наличие ремней безопасности и медицинских аптечек и говорить не приходится.

Руководители транспортных компаний зачастую не проводят обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Так, в Волгоградской области выявлены водители, работавшие по трудовому договору, которые состоят на учете в наркологическом диспансере. В Псковской области водитель, лишенный права управления транспортным средством, перевозил группу детей.

Также водители автобусов попросту перерабатывают. К примеру, общая продолжительность сверхурочной работы водителя, совершившего аварию в Омской области в июне 2015 года, в результате которой 16 человек погибли, 11 получили ранения, в текущем году составила 594 часа.

Поэтому Генпрокуратура предлагает ввести лицензирование заказных перевозок и перевозок для собственных нужд предприятий. Кроме того, предложено предусмотреть специальную административную ответственность за нарушение лицензионных требований в этой сфере.

Напомним, что вопрос лицензирования всех пассажирских перевозок поголовно, в том числе для нужд предприятий или заказных, поднимался буквально с того момента, как это лицензирование отменили. Пользуясь либеральным законодательством, частные предприятия находили массу работать на регулярных маршрутах, уходя от лицензирования и проверок. В результате на дорогах увеличивалось количество погибших и пострадавших. Так, по данным экспертного центра "Движение без опасности", автобусы крайне редко попадают в аварии по сравнению с другими транспортными средствами. По вине водителей автобусов происходит всего 3 процента аварий от общего числа. Но если они попали в ДТП, то количество жертв, как несложно догадаться, будет значительным. Только за 8 месяцев этого года по вине водителей автобусов, находящихся в собственности физических лиц, погибли 50 процентов всех, кто стал участниками этих аварий.

При этом стоит отметить, что количество автобусов, зарегистрированных физическими лицами, растет, в то время как количество такого транспорта, относящегося к юрлицам, сокращается. Это просто способ уйти от лишнего контроля за перевозками, избежать лицензирования, сократить налоги, избежать предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. А в случае нарушения - отделаться минимальным штрафом.

Справка "РГ"

В 2014 году в России на учете за юрлицами числилось 509 274 автобуса категории М2 и 372 139 - категории М3. За физическими лицами - 316 843 категории М2 и 125 380 категории М3. То есть все больше автобусов становится частными.