Сам корабль, как и его предшественники, будет строиться и проходить первые испытания на оборонной верфи в Северодвинске. А работать на этот большой и, что немаловажно, дорогостоящий проект давно начали и продолжают сотни предприятий, НИИ и КБ по всей России. Нынешняя церемония на "Севмаше", о которой объявлено накануне, носит во многом символический характер. Но она, вне всякого сомнения, привлечет внимание и друзей, и недоброжелателей. Россия, какие бы сложности ни возникали на ее пути, демонстрирует твердость избранного курса. И в том, что касается уже принятых программ поддержки флота, предприятий ОПК и военного кораблестроения, финансирование сохраняется, контрольные сроки - тоже. При этом возникает, и все более в жесткой форме, требование исключить импортные поставки комплектующих, материалов и систем при создании военной техники, найти им адекватную замену и в сжатые сроки организовать недостающее производство в России.
На "Севмаше", по словам директора Михаила Будниченко, этой проблемой озаботились не сегодня и не вчера, а значительно раньше. Уже после закладки четвертого по счету "Борея" под именем "Князь Владимир", на верфи и в ЦКБ "Рубин" выразили уверенность, что смогут обойтись без импортных заимствований при достройке этого и последующих кораблей стратегической серии.
По сведениям "РГ", полтора-два года назад еще сохранялись некоторые поставки с предприятий Украины для многоцелевых кораблей серии "Ясень", которые строятся параллельно с "Бореями". Как пояснили тогда же в конструкторском бюро "Малахит", эти поставки по ранее заключенным контрактом касались главным образом систем кондиционирования и очистки воздуха, холодильных установок, а также трубопроводов узкой спецификации. Оборудование важное, но не критичное, и ему нашли адекватную замену.
Уже в августе 2014-го появилось официальное сообщение, что "Севмаш" полностью избавился от поставок оборудования с Украины для строительства атомных подводных лодок проекта 885 "Ясень". К настоящему времени, заявили в пресс-службе верфи, найдены российские поставщики аналогичной продукции. Таким образом, все новейшие подлодки, которые строятся на северодвинской верфи, на сто процентов укомплектованы отечественным оборудованием.
Для тех, кто давно связан с военным кораблестроением, своего рода толчком к поиску новых поставщиков и надежных партнеров стало совещание о перспективах развития флота, которое провел президент России Владимир Путин еще в июле 2013 года. Тогда он высказал весьма резкие замечание в адрес некоторых предприятий ОПК, поставляющих некачественную продукцию. И привел пример: только на одном подводном крейсере за время монтажа, испытаний и отладки оборудования отмечено 132 отказа. А это, понятное дело, отражается на общем графике работ и сроках передачи корабля в состав ВМФ.
Хочется верить, что подводный крейсер, который закладывают сегодня, избежит неприятностей, что были у первенцев серии. Напомним, что подлодки "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах" уже переданы ВМФ.
PS.
Имя новому кораблю присвоено приказом Главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова по ходатайству Российского военно-исторического общества. Еще в 2014 году, во время встречи с президентом России в Ялте, председатель РВИО и министр культуры Владимир Мединский передал главе государства отреставрированный Андреевский флаг с последнего корабля Русского императорского флота, который назывался "Император Александр III". В итоге это название было решено перенести в наше время.