24.12.2015 16:04
Культура

Пианист Люка Дебарг выступил в Москве

Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №293 (6864)
Читать на сайте RG.RU

28 декабря - пианист Люка Дебарг с Госоркестром им. Е.Ф. Светланова в Большом зале консерватории. 30 декабря - сольный концерт Люки Дебарга на фестивале "Декабрьские вечера" в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Французский пианист, ставший настоящей сенсацией XV конкурса Чайковского, привез в Москву четыре программы, с которыми выступает в последней декаде декабря в залах Дома музыки, в Большом зале консерватории и в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Первые концерты Люки Дебарга уже прошли в Светлановском и Камерном залах Дома музыки.

Ни на одно выступление Дебарга в Москве билетов не достать. Билеты на концерт в Камерном зале Дома музыки, являющийся призом Ассоциации музыкальных критиков Москвы на XV Конкурсе Чайковского, наградивших пианиста за "уникальное дарование, творческую свободу и красоту музыкальных трактовок", были раскуплены за несколько часов. Причем, аншлаги "на Дебарга" не только в Москве, но и в Самаре, в Пекине, в Милане - везде, где он выступает теперь как лауреат Конкурса Чайковского. И везде от пианиста ждут того же чуда, что и на конкурсе, подтверждения ожиданий и доказательства, что "случай Дебарга" - не иллюзия, не совпадение обстоятельств, миг удачи и т.д.

Люка Дебарг: И в искусстве, и в жизни всегда должна быть мистерия

Но то, чем французский музыкант завоевал публику Большого зала консерватории, остается при нем: его искренность, красота музыкальной мысли, спонтанность и тончайшее ощущение звука. И поразительное, свойственное именно ему качество - исполнять не результат, а словно "рождать" во время исполнения саму музыкальную материю, изменчивую, не закостенелую в исполнительском каноне. Естественно, что об интерпретациях Дебарга нет смысла рассуждать только в категориях техники, фразировки или даже композиторских стилей. Дебарг прекрасно ощущает все детали музыкального языка. Но феноменальное впечатление от его игры строится в другом измерении: это, прежде всего, лирическая сущность самого пианиста, его настроение, чувственность, сиюминутная мысль, мелькнувшая и тут же запечатленная в музыкальную ткань - то, что магически действует на зал.

И, конечно, его особое свойство "визуализации" музыки, когда в его исполнении через нежную звуковую ткань плавающих в воздухе мордентов и трелей разворачивается грандиозная и хрупкая красота сонат Скаралатти, когда быстрый бег плотного звука с выскакивающим "кривыми" ритмами или вьющимися, зловещими фигурациями трелей погружает в дикий пляс "Мефисто-вальса" Листа. Сыгранный на концерте в Светлановском зале и уже всем знакомый дебарговский "Ночной Гаспар" Равеля вновь заворажил "визуализациями" - всплески и хрустальная неподвижность воды в "Ундине", мерное тихое раскачивание звука в "Виселице", жуткие эффекты скачущей звуковой "сущности" в "Скарбо".

Сюрпризом стала мировая премьера в Камерном зале сочинения Люки Дебарга - Сонаты для виолончели и фортепиано в четырех частях, исполненной с французским виолончелистом Себастьяном Юрто: музыкально изысканный опус, в котором можно было почувствовать и драйв джаза, и раскаленную, "плазменную" энергию, и колористическую красоту французской музыки. Части сонаты играли потом на "бис". И, вполне вероятно, что композиторская практика откроет еще одну перспективу в неожиданной и неординарной музыкальной карьере Люки Дебарга.

Справка "РГ"

28 декабря Люка Дебарг выступит с Госоркестром им. Е.Ф. Светланова в Большом зале консерватории. 30 декабря состоится сольный концерт Люки Дебарга на фестивале "Декабрьские вечера" в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Классика