Свыше половины опрошенных готовы перевести счета в другой банк, если найдут более привлекательный вариант. Наиболее частые причины смены банка - высокие процентные ставки по вкладам, более качественное обслуживание клиентов, надежная защита персональных данных. 43% в качестве причины указали более интересные стимулирующие программы. Участники рынка учитывают этот тренд: запуская программы лояльности, банки кооперируются с платежными системами, ретейлерами, системами онлайн-переводов, транспортными компаниями. "Клиенты, оформляющие банковские карты - и кредитные, и дебетовые, - все чаще смотрят на дополнительные опции, которые делают этот продукт более выгодным по сравнению с наличными деньгами, - отметил старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу "Ренессанс Кредит" Евгений Лапин. - Поэтому в течение последних трех месяцев мы активно работали над созданием собственной обновленной программы лояльности". С декабря банк расширил функционал программы - появилась возможность использовать накопленные баллы. С каждой операции по оплате товаров и услуг держатели всех карт банка будут, как и ранее, получать 1% от суммы чека в виде бонусов, а по условиям специальных акций - до 20%. По словам Лапина, клиентам интересны акции с повышенным начислением баллов в определенных категориях, поэтому в банке решили сделать и аналогичную схему списания бонусов. Например, в декабре накопленные баллы можно будет конвертировать в рубли, совершая покупки в "праздничных" категориях.
Продолжает расширять сеть партнеров и бонусная программа "Спасибо от Сбербанка". Среди них продуктовые ретейлеры, аптеки, сети быстрого питания, магазины одежды, интернет-магазины и др. "Скидки в обмен на бонусы, которые получает участник программы, помогают экономить личный бюджет, -отметила генеральный директор программы лояльности Анна Пашкевич. - По статистике, большинство покупок с использованием бонусов приходится на удовлетворение повседневных потребностей, таких как покупка продуктов, одежды и обуви, лекарств, детских товаров и т.д. Таким образом, программа позволяет экономить средства на регулярных расходах, которые можно сберегать для более дорогостоящих покупок. В текущей экономической ситуации это становится особенно актуально".
Участники рынка ищут разные варианты взаимодействия для запуска программ лояльности и привлечения клиентов. Например, самостоятельный выпуск банковских карт начали Яндекс.Деньги - для этого сервис получил лицензию MasterCard. Владелец карты сможет воспользоваться разными привилегиями международной платежной системы - например, получить скидки в магазинах, театрах. "Своя эмиссия позволит нам развивать программы лояльности, выпускать специальные карточки с дополнительными функциями - пропуск, проездной или бесконтактный билет на фестиваль, - отметила генеральный директор Яндекс.Денег Мария Грачева. - Мы также сможем снижать стоимость их обслуживания, а в будущем расширить географию пунктов выдачи карт за счет розничных сетей наших партнеров".
Востребованными остаются совместные программы банков и транспортных компаний, причем если раньше это были только авиакомпании, чьи акции позволяли копить бонусные мили, то теперь к ним присоединились и железнодорожники. Совместный продукт выпустили Федеральная пассажирская компания, MasterCard и Альфа-Банк. Кобрендинговая карта позволяет копить баллы в программе "РЖД Бонус" и на них получать билеты на поездку железнодорожным транспортом. Баллы зачисляются за каждые 30 руб. "У клиентов банка большой популярностью пользуются транспортные кобрендовые карты, - рассказал член правления, руководитель блока "Розничный бизнес" Альфа-Банка Михаил Повалий. - В общем портфеле выпущенных кобрендовых карт они занимают более 40%. В России железнодорожный транспорт является одним из наиболее популярных для перемещения по стране, им активно пользуются как для туристических, так и деловых поездок. Именно поэтому мы продолжаем развивать это направление ".
Железнодорожные программы лояльности пользуются не меньшей популярностью, чем авиа. К кобрендинговой программе "ВТБ24 - РЖД" подключилось 200 тысяч человек. Меньше чем за три года ее участники получили от банка 410 миллионов премиальных баллов. Как отметили в банке, на них можно совершить почти 60 тысяч поездок на "Сапсане" из Москвы в Санкт-Петербург или 35 тысяч поездок в купе из Москвы в Сочи. В среднем на каждого клиента приходится одна поездка на "Сапсане" из Москвы в Нижний Новгород. Лидером по объему продаж карты остается Москва, где ее владельцами уже стали более 30 тысяч человек. По 10% клиентов представляют Самару и Санкт-Петербург, 8% - Новосибирск.
Кооперируются банки и друг с другом - например, в декабре была запущена кобрендовая карта банка "Открытие" и Рокетбанка. Она предусматривает специальные условия, среди которых повышенный процент на остаток по счету, отсутствие минимального порога для начисления процента на остаток, кэшбек до 10%, пять бесплатных снятий в банкоматах любых банков каждый месяц. "Объединение технологического потенциала наших компаний способно оказать влияние на развитие всего российского розничного банковского рынка. Благодаря ему большое количество людей, которые готовы к использованию инновационных продуктов, получат доступ к абсолютно новой модели сервиса, способной сделать их жизнь более комфортной", - отметил председатель правления банка "Открытие" Евгений Данкевич.