Серебряный призер чемпионата России Миша Коляда занимается у своего тренера Валентины Михайловны Чеботаревой, страшно сказать, 15 лет. Она заметила шустрого мальчонку, катавшегося на маленьком питерском каточке, когда ему было пять. И взяла в свою группу.
Паренек из семьи, в которой четверо детей, рос, мужал, набирался опыта и профессионального умения. Но вот оно, явление типичное, понятное для всех, кто разбирается в этом виде спорта. Пришли первые успехи, появились призы, а за ними внимание: Мишу Коляду начали приглашать к себе другие тренеры. Да, именитые, с гораздо более зычным голосом, чем у тихой и по-ленинградски интеллигентной Валентины Михайловны. Она, собственно, этому и не удивлялась. У мира свои законы. Миша - не первый ее воспитанник, которому предлагалось изменить судьбы.
Было ли обидно? Еще бы. Это ведь одно, когда она с радостью отдает взращенную ею одиночницу Оксану Казакову, которую ставят в пару со знаменитым Артуром Дмитриевым - и пара выигрывает олимпийское золото. А когда уходят просто, вернее, не просто так... Чеботарева это и предательством не считает, но как же тяжело пережить тренеру подобные расставания.
А Миша Коляда остался. Был тверд. Предложений не принимал. Советовался со своей большой и, как рассказывает Валентина Михайловна, дружной семьей. И на семейном совете вынесли единогласное решение, о котором сообщили Чеботаревой: Михаил остается с вами.
Тут, конечно, многое зависело и от самого фигуриста. Серебряный призер чемпионата России еще не привык давать интервью, но в Екатеринбурге отвечал мне твердо: "Да я иначе бы и не смог. Мы вместе 15 лет. И вот добились же".
Да, добились, но тут все похоже на сказку, хотя произошло и не под Рождество с Новым годом, а 21 ноября. Знаменитый Артур Гачинский в 22 года решил распрощаться с фигурным катанием, и на московском этапе Гран-при его пришлось заменить. Кем? Так вот он, Коляда. А Миша взял и неплохо выступил. Правда, на чемпионате в Екатеринбурге его не записывали в фавориты. Были другие претенденты. Но Коляда с хорошим четверным и все остальные элементы выполнил уверенно, уступив лишь Максиму Ковтуну.
На первенство Европы в Братиславу он попал автоматически, как второй номер. 20 лет, писать несколько странно, но для фигуриста - одиночника уже немало. Или сейчас, или... Дебютирует на этом чемпионате и Валентина Михайловна Чеботарева.
Валентина Михайловна, примите поздравления и удач в Братиславе.
Валентина Чеботарева: Благодарю. Да, я не стесняюсь: впервые еду с учеником на Европу. У нас двойной дебют. Весной оформила себе пенсию, но бросать и не думаю. Мы готовы.
Я иногда наблюдал за вами. И вы всегда так скромно, в отдалении. По-моему, сторонитесь давать интервью, все молчите.
Валентина Чеботарева: Наверно, это мой стиль. Я и на тренировках голоса не повышаю, на ребят своих не ругаюсь, У нас установлена тихая дисциплина. И, знаете, все ее соблюдают.
Скажите, а то, что у вас уводили самых талантливых, переживали тяжело?
Валентина Чеботарева: Я не была известной фигуристкой. Закончила институт, набирала группы детишек на небольших катках. И среди них попадалось столько способных! Мне с ними заниматься было приятно. И если выводила кого-то на большой лед не я, а уже другие, то, что ж, судьба. Я всю жизнь на катке и счастлива. Но вот мы с Мишей прорвались, и это пока самая большая радость в моей жизни тренера.
Не могу не сделать комплимент. Вы что-то говорили о пенсии, а выглядите молодо.
Валентина Чеботарева: Я вам объясню. Когда всю жизнь занимаешься тем, чем хочешь, да еще с детишками, то морщинки тебя щадят.