Он подтвердил, что в правительстве уже приняли решение оптимизировать бюджетные расходы на 10 процентов, поэтому всем министерствам и ведомствам поручено самим сделать выбор, от каких трат отказаться.
"Надо исходить из возможностей. Ставить три-пять приоритетов и не распыляться", - обозначил стратегическую цель Силуанов. Он также призвал госкомпании, которые сегодня занимают значительную часть экономики, умерить аппетиты и адаптировать свои бюджеты под новые реалии. Частные компании, пояснил министр, уже "более-менее" скорректировали свою финансовую политику под баррель нефти в 40 долларов. А бюджет все еще "балансирует в рамках 82 долларов за баррель".
Бюджет России на 2016 год, напомним, сверстан исходя из цены барреля российской нефти в 50 долларов.
При этом говорить слово "нефть" министр явно избегал, называя ее "продуктом". "Надо ждать дальнейшего снижения цен на этот продукт. А во внешние долги нельзя влезать, так как слишком велики проценты", - пояснил Силуанов. И предупредил: если не удастся "настроить бюджет" на новые экономические рельсы, то заплатит население через рост инфляции, это худший вариант, его нельзя позволить". Надежды на увеличение доходной базы бюджета министр связывает с эффективной работой фискальных служб - налоговой, таможенной, а также Росалкогольрегулирования.
Дополнительные доходы, около триллиона рублей, может, по его мнению, принести приватизация. Коллегу поддержал глава минэкономразвития Алексей Улюкаев. Он не исключил "десятилетий" невысоких цен на нефть. Но уточнил,что бояться надо не 20-15 долларов за баррель, так как, по логике рынков, "чем ниже упадет сегодня, тем больше вероятность отскока завтра", а продолжительного сохранения цен на нынешнем уровне.
Происходящие сейчас глобальные процессы в мире и в России Алексей Улюкаев образно охарактеризовал "эпохой новой нормальности" и исходя из этого предложил набор мер, связанных с тем, как экономические минусы перевести в плюсы.
Например, риски в экономике, по словам Улюкаева, несет изменение потребительского поведения населения. Граждане начинают больше сберегать, чем тратить (депозиты в банках выросли на 15 процентов). Это ведет к снижению розничного товарооборота (рост практически на нуле). Однако в этой "новой нормальности", по мнению Улюкаева, мощная сберегательная активность населения может простимулировать инвестиционный рост. Но чтобы "переварить" сберегательные ресурсы народа, надо задействовать банковский сектор. А докапитализировать отечественные банки в нынешних условиях реально лишь через продажу крупнейших российских госбанков - Сбербанка и ВТБ. Затем можно развивать облигационный рынок. Предлагать ценные госбумаги населению под выгодные условия.
О "ситуации с населением" одновременно дискутировали на "круглом столе", посвященном дальнейшей социальной политике государства, министр труда и соцзащиты Максим Топилин и экс-министр финансов Алексей Кудрин.
Заявив о том, что все социальные пособия матерям, детям, инвалидам и другим льготникам будут доиндексированы с 1 февраля этого года по фактической инфляции - на 7 процентов, а пенсии неработающим пенсионерам - на 4 процента, заглянуть дальше февраля Топилин не рискнул. По мнению Топилина, выход из ситуации можно искать не только в развороте к адресным субсидиям незащищенных категорий граждан, но и применять "адресные налоговые льготы" к бизнесу. "Для бизнеса, к примеру, установлены единые страховые взносы в 22 процента вместо 26 процентов. Почему?"- задал вопрос министр. И дал знать, что так или иначе "в верхах" тема муссируется.
Алексей Кудрин при этом оперировал цифрами. По его словам, только 5-процентный годовой рост экономики поможет реально увеличить соцподдержку. Если ничего не менять, то страна попадает в "порочный круг" роста расходов при падении доходов. По его словам, объявить о повышении в стране пенсионного возраста надо было еще в тучный 2008 год, а сейчас это необходимость. Иначе через двадцать лет пенсии не из чего будет платить. К отмене пенсий для работающих пенсионеров, о вероятности которой все более настойчиво ходят слухи, Кудрин отнесся с сомнением. "Это дестимулирует рынок труда, уведет его в тень",- сказал он.