Однако места расцвета народных художественных промыслов, насчитывающих по триста-четыреста лет, за последние 20 лет порядком оскудели. Еще в начале века на них трудились более 100 тысяч мастеров, сегодня осталось не больше 15 тысяч. Почти каждый из промыслов в 90-е годы распался на 3-4, а то и 10 разных предприятий. Отдельные знатные и незнатные мастера ушли на вольные хлеба, пытаются выживать как могут. Кто-то работает прямо на заокеанских заказчиков, кто-то стоит со своими изделиями на рынках. Оставшиеся предприятия выживают в прямом смысле слова - средняя зарплата на большинстве из них едва покрывает прожиточный минимум.
"Года два назад пришли три способных паренька, точили заготовки для изделий, - говорит директор предприятия "Хохломская роспись" Елена Краюшкина. - Мы по согласованию с руководством района готовы были им даже квартиры дать при условии, что проработают у нас 10 лет. Но они все равно ушли - туда, где зарплата выше". "Еще 5-10 лет - и старых мастеров просто не останется, а с ними могут исчезнуть и сами промыслы", - полагает председатель правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадий Дрожжин.
Больше половины народных промыслов числятся по минпромторгу. То есть как обычные производственные предприятия. Соответственно и налоги платят как все. Но в структуре себестоимости их изделий от 70 до 90% - ручной труд, остальное - затраты на энергоресурсы и сырье - глину, дерево, нитки. Поэтому налоги их просто разоряют.
Правда, государство оказывает финансовую поддержку в размере 300 млн руб. в год - "меньше, чем стоит один "забугорный" футболист", - горько шутит Геннадий Дрожжин. Половину этой суммы получают три предприятия, у которых по определению дорогое сырье (ценный металл, импортные материалы), а все остальные могут рассчитывать лишь на вторую половину. То, что в понятие "ручной труд" вложены такие непроизводственные ресурсы, как талант и вдохновение мастера, его фантазия и душа, в расчет не принимается. Иную авторскую чашку или шкатулку мастер может расписывать целую неделю - тонкость и филигранность работы сродни шедеврам великих художников.
Конечно, поэтому изделия народных промыслов дороги. Этим пользуются плагиаторы всех мастей - от малограмотных конкурентов, работающих "на дому", до изготовителей китайских подделок. И это, с одной стороны, отбивает покупателей у настоящих мастеров, с другой - убивает престиж подлинника. Жуткие арбатские matryoshki со стразами - пример китча, на который ведутся только иностранцы.
Все по той же нехватке средств большинство промыслов не может ни открывать фирменные салоны, ни арендовать площади в торговых центрах.
Нужны культур-менеджеры
Однако есть и среди промыслов примеры не выживания, а реального успеха. Один из них - Гжельский фарфоровый завод. "У нас объемы выпуска продукции за последнее время выросли на треть, - делится директор завода Петр Сивов. - А портфель заказов в три раза больше производственных возможностей". Причины успеха он видит в том, что рост курса валют перекрыл поток дешевого китайского фарфора. Еще на фабрике открыли интернет-магазин - и теперь до 80% заказов идет через него.
Свои секреты успеха и у Жостовской фабрики декоративной росписи, хотя еще 10 лет назад здесь была полная разруха. "Мы сделали ставку на уникальность каждого изделия. Мастера не работают по образцам, каждая роспись - авторская", - поясняет директор фабрики Наталья Логвинова. А еще здесь организуют экскурсии, в которые включен и мастер-класс, где каждый посетитель может расписать по заготовке собственный уникальный поднос, подписав его своим именем. Его потом покроют лаком и вышлют "автору". В единственном магазине фабрики в Москве за месяц бывает до 10 тысяч посетителей - устная "реклама" делает свое дело.
Так умелые менеджеры вытаскивают промыслы из полной безнадеги. Но успешных управленцев в этой сфере мало, учебные заведения их специально не готовят, а зря: торговля художественными изделиями отличается от продаж обычной посуды как работа в картинной галерее от торговли обоями. Хотя и там тоже нужны толковые продавцы.
Картинки с выставки
В конце прошлого года в Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов "Ладья". И хотя большую часть экспозиции занимали, увы, безвестные ИЧП и отдельные авторы-дизайнеры шляпок и украшений, толпы народа стояли как раз у стендов исконных промыслов - Хохломы, Гжели, Дулева, Вербилок, Жостова и т.д. "А потому, что даже в Москве этого ничего не укупишь! - горя глазом, объяснила мне дама в одной из очередей. - А я это все за границу везу в подарки друзьям". У небольших стендов, где можно было увидеть похожие изделия мастеров-индивидуалов, народ не задерживался. Магия бренда или причина в другом? "Когда художник работает в коллективе, где хранят и передают традиции, где его обучают мастерству "из-под руки", он сохраняет главные приемы, узоры, дух изделий, - пояснила мне мастерица "Дымковской игрушки" Лариса Фалалеева. - А когда он один, постепенно "руку" теряет. Промыслы неслучайно артелями были".
Печально, однако, что принять участие в выставке смогли далеко не все даже известные промыслы. Самый маленький стенд, аренда которого составляла всего 30 тыс. рублей, плюс дорога до столицы - большинству даже эти затраты не по карману.
Так что же нужно сделать, чтобы художественные промыслы не просто выживали, а жили и сохраняли для нас наши же национальные традиции? Необходимы налоговые послабления там, где до сих пор используется преимущественно ручной труд. Нужны дотации для технического перевооружения, закупок современного оборудования - новых печей, деревообрабатывающих станков, форм, литьевых машин и т.п. Нужно субсидировать обучение молодежи "из-под руки" мастера. Нужно приблизить обучение в расплодившихся "университетах народных промыслов" к этим самым промыслам. Нужно провести инвентаризацию всех предприятий, которые считаются промыслами, возможно, их число окажется совсем не таким, как принято считать. Нужно включать места художественных промыслов в маршруты внутреннего туризма, а их подлинные изделия должны быть доступны в любых курортных и туристических зонах, то есть необходимо участие Ростуризма.
Требуется разработать и внедрить систему защиты подлинных изделий от контрафакта. Нужна курация традиционных промыслов со стороны минкультуры и целостная госпрограмма поддержки художественных промыслов, чтобы сохранить то, что еще осталось. "Дорожную карту" для такой программы Ассоциация "Народные художественные промыслы" разработала уже несколько лет назад, но она пока не востребована. И это задача не только для минпромторга, программа явно должна быть межведомственной.
Долгое дыхание
Когда смотришь на подлинные изделия любого народного промысла, тебя охватывает безотчетная, почти детская радость. Думала, дело в том, что красиво, ярко, празднично. Оказывается, не только.
"В Жостово есть такое понятие - "долгий мазок", - рассказывает культуролог Марина Князева. - Это когда мастер ведет кисточку безотрывно, на одном долгом дыхании. Поэтому в старину им ставили дыхание, почти как певцам. И это дыхание мастера запечатлевается в любой вещи. Вся народная культура психотерапевтична, она врачует душу, потому что построена на принципе ликования. Она дышит восторгом бытия. И он не может не передаваться тому, кто эти изделия видит или берет в руки".
Умри, matryoshka, лучше не скажешь.