18.01.2016 19:00
Культура

Русские классики стали спецкорами "Российской газеты"

По случаю снегопадов - актуальные репортажи от Трифонова, Гоголя, Шолохова и других специальных корреспондентов
Текст:  Игорь Вирабов
Российская газета - Федеральный выпуск: №8 (6876)
Такой зимы еще не бывало.  (Ну, будто бы). Который день страну тревожно предупреждают: опять метель! Сейчас опять пойдет снег.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас снова все заскользит. Сейчас три "сапсана" застрянут. Сейчас автотрассы заметет. Сейчас 14 самолетов не вылетит. Сейчас чрезвычайщикам придется всех спасти. Сейчас расчищальщикам придется все расчистить. А отопильщикам - все отопить.

Сейчас придется столько всего списать, дописать и приписать! Праздник святого Йоргена, наше чудо - метель! "Метет..." - думaл сорокинский Плaтон Ильич, торопясь докурить быстро сгорaющую нa ветру пaпиросу.

Когда такое бывало: зимой - метели? Да никогда не бывало. Старожилы не помнят.

***

А несмотря на все надрывные предостережения - метели-то сыплются довольно банальные и пошлые. И все же. Стоит прислушаться: что передают почтенные спецкоры с мест?

1. Эксклюзивно

Жадрино (оно же Жедрино Нижегородской области). Пишет спецкор Александр Пушкин:

Павел Басинский - о книге писем Василия Аксенова "Ловите голубиную почту"

"В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею".

(Как сообщил корреспондент, среди местных есть пострадавшие. Так, жадринский житель Владимир Бурмин, заблудившись в метели, добрался на огонек до местной церкви, где готовилось бракосочетание, и его приняли за пропавшего жениха. Невесту, Марию Р., привели в чувства, Бурмина поставили рядом и обвенчали. Когда же новобрачным велели поцеловаться, выяснилось, что жених не тот: "Ай, не он! не он!" - и молодая опять упала без памяти).

P.S. Делом заинтересовались жадринские спецслужбы и правозащитники: кем была подброшена нам эта метель? и кому теперь компенсировать ущерб: Бурмину или Бурминой?

2. Только у нас

Красная Поляна и другие снежные отроги Кавказа. Тревожное сообщение репортера Михаила Лермонтова:

"Метель гудит сильнее и сильнее, точно наша родимая, северная; только ее дикие напевы печальнее, заунывнее… Здесь метели душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки".

P.S. Природохранное ведомство, экологи и "гринписы" уже отправили своих представителей спасать орла. Ждем новых сообщений о судьбе пострадавшей птицы.

3. Максимальный перепост

Ближнее Подмосковье, из каких-то сугробов. Душераздирающая трагедия - в репортаже Ивана Бунина:

"Весь город… скрипел и визжал от шагов прохожих... В такой мороз замерзла… нищая дурочка Дуня, и город, всегда с величайшей беспощадностью над ней издевавшийся, вдруг закатил ей чуть не царские похороны".

P.S. Скандальное сообщение уже бьет рекорды обсуждаемости в соцсетях: совсем обнаглели! "Царские похороны” - когда кругом кризис? В ближнее Подмосковье направлены спецбригады Налоговых и антимонопольных служб, прокуратур, следственных комитетов и счетных палат. Распоясавшуюся Дуню выведут на чистую воду!

4. Срочно в номер

Рома Либеров: Мандельштаму не нужны защитники

Оренбуржье. Отметеленные автотрассы.  О своем чудесном спасении - опять наш вездесущий спецкор и блогер Александр Пушкин:

"Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены… Облачко между тем обратилось в белую тучу, пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель… Вдруг увидел я что-то черное.

- Послушай, мужичок, - спрашиваю, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

- Сторона мне знакомая, - отвечал дорожный. - Да, вишь, какая погода: лучше здесь остановиться да переждать, авось буран

утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам".

P.S. Ответственность за чудесное спасение блогера уже разделили между собой сотрудники ДПС, МЧС, дорожники и звездочеты.

5. Sic!

Брянщина, г. Дядьково и пос. Галчинский. О пурге в головах - новости от собкора Антона Чехова:

В Дядьково "рванул над крышей ветер и в потемках за окном зазвякало".  Авторитетный житель Савелий подозревает свою сожительницу: "Зна-аю! Ви-ижу! Это все бесова балаболка, похоть идольская! Как метель началась, я сразу понял ее мысли". Однако прибывшим санитарам сожительница объяснила: "Что ж, по его дурацкому уму, я ненастье делаю?"

В тот же день из-за метели опоздал на работу галчинский токарь Григорий Петров. По словам токаря, "истинно, как перед богом... где ж тут к сроку поспеть, ежели господь... матерь божия... прогневался и метель такую послал?". Однако прибывшим санитарам менеджер Павел Иваныч, он же Пашка, растолковал: "Давно Гришку знаю! Небось, раз пять в кабак заезжал!"

P.S. Службы социального, коммунального и психиатрического надзора и обеспечения переведены в режим круглосуточного дежурства, дружеского перемигивания и взаимного понимания.

6. Горячо

Алтайский край, с. Сростки или где-то около. Из эпицентра метели - репортаж спецкора Василия Шукшина:

"Двое суток на земле и на небе ревело, выло… В лесу отчаянно скрипело, трещало. Одиннадцать человек лесорубов с дальней делянки остались без еды. Еще до бурана, объезжая работы, к ним заехал начальник участка, сказал, что машина с продуктами к ним вышла. И начался буран. Начальник остался на делянке".

P.S. Вести об алтайских лесорубах отразились на ходе торгов Лондонской биржи, где достигли рекордного минимума цены на нефть. Лесорубы вышли на связь с нашим корреспондентом и дружно посмеялись в ответ.

7. Ваше здоровье!

Ростовская область, Вешенская, у казаков. О битве коммунальщиков с метелью рассказывает наш корреспондент Михаил Шолохов:

"Вошла хозяйка. На сером пуховом платке ее искрился снег.

- Метель? - Прохор достал из шкафа стаканчики и только тогда спросил: - Да ты принесла чего-нибудь?

Румяная жена его достала из-за пазухи две запотевшие бутылки, поставила на стол.

- Ну вот и дорожку погладим! - оживленно сказал Прохор. Понюхав самогон, по запаху определил: - Первач! И крепкий до дьявола!"

P.S. Кубанские коммунальщики и работники здравоохранения первыми рапортовали о том, что все дорожки вокруг почищены и поглажены.

8. Новые подробности

Воронежская область, в районе г. Лиски. Блогер Андрей Платонов сообщает о проблемах на транспорте:

"Колеса паровоза впустую ворочались в снегу, как в крутой почве, подшипники грелись от частых оборотов и плохого масла, а кочегар весь взмок от работы с топкой, несмотря на то что выбегал на двадцатиградусный ветер. Снегоочиститель и паровоз попали в глубокий снежный перевал. Один начальник дистанции молчал - ему было все равно".

P.S. Активисты народного фронта обратились к верхам с воззванием против коррупции и метельного саботажа: "Пару мало! Пошуруйте топку и просифоньте, чтоб баланец загремел, - тогда возьмем!"

9. Чрезвычайно

Томас Шмидт: У русских писателей все напряженно, лихорадочно

Москва, внутри Садового кольца. На связи наш легкоатлетический обозреватель Юрий Трифонов:

"Ляля летела сквозь метель по громадной пустой Садовой. Куда? Пробежав долго, вдруг поняла, что бежит без смысла, надо к центру, метро закрыто... Через полчаса, измучившись, брела по бульвару, тихому и голому, как лес: ни бродяг, ни милиционеров, одни скамейки в толстой снеговой броне, и думала со слезами: "Господи, какая дура! На что трачу жизнь..."

P.S. Британская антидопинговая организация (UKAD) подтвердила, что в анализах этой Ляли не обнаружены никакие запретные препараты, так что Ляля может бежать дальше. Может, даже и на Олимпиаду.

10. Доколе!

Где-то в Петербурге. Из репортажа Николая Гоголя о том, как жители после метели возвращаются к обычной жизни:

"Всё попадаются лихачи в (бриллиантовых) бархатных шапках, с лакированными (лимузинами),.. и пролетают улицу, визжа колесами по снегу, (Феррари) с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядит на все это, как на новость".

P.S. В Институте русского языка прошли чрезвычайные заседания ученого совета. Обсуждали грамматический вопрос: на какой все-таки гласной в автомобильном слове "козлы" правильнее ставить ударение?

***

В репортажах использованы цитаты из романов, повестей и рассказов: "Метель", "Герой нашего времени", "Жизнь Арсеньева", "Капитанская дочка", "Ведьма", "Горе", "Начальник", "Тихий Дон", "Сокровенный человек", "Долгое прощание", "Шинель".

Литература Погода