Наименее дефицитным оказался ярославский бюджет, у которого "вилка" между доходным и расходным параметрами составила 0,7 миллиарда рублей, или 1,4 процента от собственных доходов. Эти доходы ярославцы планируют сохранить на уровне прошлого года - 50 миллиардов рублей, а вот общий объем региональной казны из-за сокращения поступлений из федерального бюджета на этот раз снизится и составит 54 миллиарда (в 2015 году - было 55,1 миллиарда). Существенно сократятся и расходы - с 58,1 миллиарда рублей в 2015 году до 54,7 миллиарда в 2016-м.
Региональные власти пошли на резкое сокращение дефицита бюджета, который еще в прошлом году составлял три миллиарда рублей, чтобы иметь возможность претендовать на помощь федеральной казны при погашении кредитных обязательств.
Несмотря на все сложности прошедшего года, усилия по реструктуризации госдолга и замене дорогих коммерческих кредитов бюджетными, в общем, имели эффект, и, хотя региону не удалось войти в новый бюджетный период с запланированным год назад показателем госдолга в 30,8 миллиарда, все же разница не столь велика, какой могла бы быть: на 1 января 2016 года госдолг региона исчислялся 31 миллиардом 67 миллионами рублей. Только на его обслуживание в наступившем году потребуется почти 2,3 миллиарда рублей.
Однако все социальные обязательства, заверяют областные власти, будут полностью выполнены. В том числе по зарплатам бюджетников, расселению аварийного жилья, строительству детских садов и прочим направлениям. Удалось даже сохранить подкорректированную в прошлом году систему школьного питания: льготники по-прежнему будут обедать бесплатно, а все остальные - за половину стоимости.
В пять раз больше средств, с 25 до 125 миллионов, выделено на развитие сети плоскостных спортивных сооружений в районах области. В два с половиной раза больше, 166 миллионов, направлено на капитальные ремонты и оснащение оборудованием сельских и районных домов культуры. Впрочем, по большинству бюджетных статей расходы остались на прошлогоднем уровне, что с учетом инфляции большого оптимизма не вызывает.
- Бюджет реален, и все статьи, которые в него заложены, наполнены реальными деньгами, а не воздухом, - оценил новый бюджет области губернатор Сергей Ястребов. - Это помогает эффективно использовать ресурсы и говорит о том, что все статьи, все объекты, все решения, которые приняты и заложены в бюджете, продуманы и выполнимы. Естественно, останавливаться не будем - продолжим работать и с бизнесом, и с министерством финансов, чтобы получить дополнительные ресурсы.
Реалистичным, экономным и честным назвали принятый в своем регионе бюджет депутаты Костромской облдумы, тоже приложившие максимум усилий для доведения дефицита до 3,8 процента (521 миллион рублей) от собственных доходов, чтобы рассчитывать на поддержку минфина. Общие доходы костромской казны должны составить в наступившем году 19,2 миллиарда рублей, расходы - 19,7. При этом госдолг региона уже достиг 130 процентов к уровню собственных доходов, и эту ситуацию председатель думского комитета по бюджету, налогам и финансам Олег Скобелкин назвал "очень жесткой" и не позволяющей делать новые заимствования.
- Мы планируем в структуре госдолга кредиты коммерческих банков по максимуму заменить минфиновскими, - пояснил парламентарий. - Что касается погашения кредитов, то тут надо смотреть по доходам - их уровень практически равен 2015 году. Поэтому, если у нас появятся дополнительные доходы, их нужно направлять на снижение госдолга. Если же дополнительных доходов не будет, то расходная часть у нас очень напряженная. Наши социальные обязательства надо выполнять, а социальные статьи - это 64 процента бюджета.
Впрочем, все бюджеты Верхневолжья в наступившем кризисном году - социально ориентированные. По-иному быть просто не могло. В Ивановской области на соцсферу направляются 60,7 процента казны-2016, в Тверской - больше 65 процентов, во Владимирской - 73,7. Однако, чтобы выполнить обязательства и сохранить существующие виды соцподдержки, регионам придется наращивать долг: дефицит тверского бюджета составит в 2016 году 2,3 миллиарда рублей, владимирского - 2,4, ивановского и того больше - три миллиарда.
Общие доходы тверской казны по сравнению с 2015 годом снизятся почти на 700 миллионов рублей (46,8 миллиарда), а расходы увеличатся на 400 миллионов - до 49,1 миллиарда. Таким образом, вместо сокращения дефицита, составлявшего в прошлом году 1,3 миллиарда, здесь его нарастили сразу на миллиард. Владимирцы, напротив, на ту же круглую сумму дефицит убавили (в прошлом году он был 3,4 миллиарда) и надеются сработать хоть с небольшим, но бюджетным плюсом: ожидается, что доходы региональной казны по сравнению с предыдущим периодом вырастут на 5,6 процента и составят 43,5 миллиарда рублей. Расходы тоже окажутся чуть больше прошлогоднего - 45,9 миллиарда.
Наиболее напряженная ситуация сложилась в Ивановской области, где в сравнении с 2015 годом на 3,2 миллиарда, в основном за счет сокращения федеральных поступлений, снижаются доходы бюджета (до 28,4 миллиарда), почти на три миллиарда урезаются расходы (до 31,4 миллиарда) и на 400 миллионов рублей вырастет бюджетный дефицит.
В регионах признают, что принятые бюджеты очень сложные, "бюджеты выживания", но оптимизма предпочитают не терять. Например, по мнению председателя Заксобрания Тверской области Андрея Епишина, расставленные в основном финансовом документе приоритеты позволят региону не только выполнить социальные обязательства, но и находить резервы для роста и реализации инвестиционных проектов. В частности, руководство Тверской области несколько лет последовательно проводило политику по сокращению неэффективных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, и это сегодня позволило сэкономить сотни миллионов рублей.
- В следующем году эти деньги будут направлены на развитие и модернизацию ЖКХ, - заявил Андрей Епишин. - Прежде всего это касается Твери. Впервые большой объем финансов направляется на модернизацию теплосетевого хозяйства областной столицы, что позволит улучшить качество теплоснабжения, снизить потери в сетях. То есть в перспективе появится возможность сдерживать рост тарифов.
Изыскивать резервы для пополнения бюджетов - эта задача в наступившем году актуальна как никогда.
- Резервы есть, - уверен председатель Думы Костромской области Алексей Анохин. - Это работа по недоимкам, по выводу зарплат из тени. Будем жить в рамках тех условий, которые есть.
Что касается трехлетних бюджетных планов, которые сверстали в этот раз только владимирцы и ярославцы, то они обнадеживают мало. Если владимирцы прогнозируют к 2018 году пропорциональный рост доходов и расходов на 3,6 - 3,5 миллиарда при дефиците в 2,3 миллиарда, то ярославцы в 2017 году ждут серьезного сокращения доходов и расходов, а к 2018 году ярославская казна, по прогнозам, "потолстеет" в сравнении с 2016 годом всего лишь на 900 миллионов рублей. При этом расходы в сравнении с 2016 годом будут урезаны сразу на 5,2 миллиарда, что создаст 5,3-миллиардный профицит. Каким образом через три года регион будет развиваться на 49,5 миллиарда, если и нынешних 54,7 миллиарда расходной части бюджета хватит лишь на самое необходимое, время покажет.