Минус 40 процентов
На "надзорные каникулы" уйдут малые предприниматели, за исключением компаний, работающих в сферах образования, медицины и социального обслуживания. А также аудиторских организаций, управдомов и предприятий, которые имеют дело с государственной тайной. Кроме того, останутся налоговые проверки и ревизии на предмет уплаты взносов во внебюджетные государственные фонды. Сохранится надзор в сфере радиационной безопасности объектов I и II классов, пожарной, экологической и промышленной безопасности. Не смогут воспользоваться мораторием компании, которые совершили грубые нарушения или лишились лицензий в течение трех лет до момента плановой проверки.
"Надзорные каникулы" регламентирует федеральный закон N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля". В рамках этого же ФЗ региональные прокуратуры готовят сводный план проверок на год.
Как оказалось, во всех субъектах СЗФО мораторий позволил серьезно сократить количество плановых мероприятий. Так, в Псковской области органы государственного и муниципального контроля предложили включить в план на 2015 год 4,6 тысячи проверок, а на текущий год - 2,2 тысячи. Кроме того, прокуратура региона исключила из списка порядка 500 контрольных мероприятий. В результате в сводный план на 2016 год вошли только 1,7 тысячи проверок. В Ленинградской области из плана исключили 30 процентов, или порядка трех тысяч проверок - почти все должны были пройти в отношении субъектов малого бизнеса.
В Новгородской области согласовали 3,1 тысячи проверок. Это на 40 процентов меньше по сравнению с 2015 годом. Вологодских предпринимателей в текущем году ожидает около четырех тысяч контрольных мероприятий. До согласования с прокуратурой органы государственной власти и местного самоуправления планировали 4,6 тысячи проверок - на 47 процентов меньше, чем в прошлом году.
Фиктивная жалоба
Особую актуальность контрольно-надзорный вопрос приобрел в Калининградской области. По словам регионального бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, в каждом из субъектов РФ действует порядка 50 органов федеральной, региональной и местной исполнительной власти, контролирующих предпринимательство. Однако в российском эксклаве, который граничит с двумя странами Евросоюза и имеет выход к морю, у бизнесменов есть дополнительные контролеры. Это Калининградская областная таможня, Калининградский филиал Российского морского регистра судоходства, Отдел надзора на море, континентальном шельфе и регулирования морских работ, Пограничное управление ФСБ РФ по Калининградской области и его государственная морская инспекция, Оперативная инспекция рыбохраны, Запбалтрыбвод и другие.
- Многие территориальные управления федеральных органов власти в Калининградской области имеют свою специфику, связанную с геополитическим положением региона, - делится информацией Георгий Дыханов. - Например, управление Россельхознадзора, помимо функций земельного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, занимается и проверками на границе ввозимой в область сельхозпродукции. Таким образом, предприниматели Калининградской области несут дополнительное контрольно-надзорное бремя и обязательные платежи. Все это не может не отражаться негативно на настроениях бизнеса.
Разумеется, введение "надзорных каникул" является очень важным шагом на пути к улучшению предпринимательского климата как в целом по России, так и в самом западном российском регионе, подчеркивает калининградский бизнес-омбудсмен. В качестве других позитивных мер можно выделить внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, совершенствование механизма единого реестра проверок. Однако остается целый ряд системных проблем, которые необходимо решать.
- Анализ обращений калининградских предпринимателей показывает, что нарушения при проведении проверок контрольно-надзорными органами лидируют в областном антирейтинге жалоб по "административным барьерам", - продолжает Георгий Дыханов. - Во-первых, речь идет об избыточном давлении со стороны контрольно-надзорных органов на бизнес, когда проверка проводится по "звонку сверху" с целью "наказать предпринимателя" или собрать штрафы. Во-вторых, об уклонении контрольно-надзорных органов от обязательных требований закона N 294 ввиду его несовершенства, что, в свою очередь, не позволяет предпринимателям использовать эффективные механизмы защиты своих прав. В-третьих, мы сталкиваемся с ограниченным доступом предпринимателей к информации о законности проверки и ее основаниях по так называемым "секретным" внутриведомственным письмам. Четвертая проблема - это несовершенство и непрозрачность системы обязательных требований, многие из которых давно устарели, а другие не связаны с безопасностью товаров, работ, услуг. И последняя из основных проблем касается внеплановых проверок, причиной которых служат сфальсифицированные обращения граждан. К сожалению, госорганы не обязаны проверять информацию о людях, которые подали жалобу на ту или иную компанию. Нередко предприниматели сообщают в аппарат регионального бизнес-омбудсмена о случаях, когда причиной проверки служат обращения несуществующих граждан.
Все идет вне плана
Внеплановые проверки, на которые не распространяются "надзорные каникулы", волнуют и новгородских предпринимателей.
- В прошлом году у нас снизилось количество плановых проверок, но резко увеличилось число внеплановых мероприятий, - отмечает председатель совета Союза предпринимателей Новгородской области Юлия Ротанова. - Вырос и объем штрафов, выписанных субъектам бизнеса. Мы боимся, что тенденция продолжится и в текущем году, после введения "надзорных каникул".
Количество проверок во многом зависит от сферы, в которой работает фирма. К примеру, ИТ-компания или студия дизайна иногда за весь год не принимают ни одного контролера. Зато в торговле на предпринимателя может приходиться пять - десять надзорных мероприятий в год. Так или иначе, любая проверка для субъекта малого бизнеса - это серьезный стресс, подчеркивает Юлия Ротанова. Ведь в небольшой фирме нет юриста, готового помочь предпринимателю с оформлением документов, "малышам" куда сложнее найти дополнительные рабочие руки и материальные ресурсы.
- Конечно же, "надзорные каникулы" своевременны, актуальны и нужны малому бизнесу, - рассуждает Юлия Ротанова. - Теперь необходимо решать вопрос с внеплановыми проверками. Было бы замечательно, если бы в перспективе государственные органы обязали проверять информацию о гражданах, которые подают жалобы на предпринимателей. А на законодательном уровне ужесточили ответственность за контрольные мероприятия, проведенные по сфальсифицированным обращениям. Пока бороться с такими фиктивными жалобами, которые могут застопорить работу компании на несколько дней и даже месяцев, можно только с помощью прокуратуры.
Кроме того, важно повышать правовую культуру предпринимателей в области контрольно-надзорной деятельности, продолжает тему калининградский бизнес-омбудсмен. К примеру, в Калининграде в конце прошлого года прошли два бесплатных семинара для представителей бизнес-сообщества, посвященные государственному и муниципальному контролю.
- Кроме того, если в отношении субъекта предпринимательской деятельности проводится проверка с признаками нарушений, предприниматель может пригласить бизнес-омбудсмена принять в ней участие, - подводит итог Георгий Дыханов.
Справка "РГ"
Право на "надзорные каникулы" получили компании с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек. На "надзорные каникулы" уйдут малые предприниматели, за исключением компаний, работающих в сферах образования, медицины и социального обслуживания.