С жалобой обратился гражданин Нигерии Хадсон Эбува Увангуе. В 2014 году он прибыл в Россию, получив стандартную въездную визу, однако почти сразу смог оформить РВП - промежуточный документ, дающий возможность дождаться в России получения вида на жительство. Мужчина занялся бизнесом - у него собственное рекламное агентство, семья и ребенок, жилье в подмосковных Мытищах. Однако у него остались и родственники в Нигерии, но, когда брат Хадсона умер, приехать на похороны из России тот не смог.
- Со всем уважением к суду хотел бы напомнить, что закон служит человеку, а не человек служит закону, - обратился Увангуе к судьям. - Я представляю в этом деле всех иностранных граждан, живущих в России, которые могут столкнуться с подобной ситуацией.
Согласно материалам дела, изложенным судьей КС РФ Константином Арановским, Увангуе было отказано в пересечении государственной границы РФ, поскольку его виза оказалась просроченной. Кроме того, нигериец был признан виновным в совершении административного правонарушения - нарушении порядка прохождения границы - и оштрафован на три тысячи рублей. Увангуе попытался оспорить наказание в судебном порядке, но потерпел неудачу. И тогда было принято решение обратиться в высшую юридическую инстанцию страны. Арановский обратил внимание коллег на тот факт, что правоприменительных решений, которые бы ограничивали права Хадсона Увангуе, в этом деле нет. Кроме того, нет полной ясности в вопросе, был запрет на выезд за пределы РФ наложен из-за отсутствия визы или же из-за наличия неоплаченного штрафа. Тем не менее дело имеет важное конституционно-правовое значение, полагает судья.
По мнению представителя заявителя юриста Виктора Михайлова, в этом деле вообще очень много несоответствий. Получается, что в соответствии с российским законодательством покинуть страну не сможет даже нелегал.
- Тем самым мы поощряем внутреннюю незаконную миграцию, - считает Михайлов. - А в случае Увангуе интересно еще и то, что, если бы ему не понадобилось ехать на похороны брата, он бы никогда не узнал, что для проживания в России ему нужна виза.
Представитель Уполномоченного по правам человека в РФ Антон Бажанов, излагая позицию своего ведомства, отметил дискриминационный характер существующей нормы, поскольку "РВП, предоставляя право на проживание в России, должно предоставлять и возможность свободного перемещения, в том числе за пределы страны". Кстати, статья 28 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", где представлен перечень случаев, в которых выезд из страны иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен, содержит всего пять пунктов, и просроченная, недействительная виза среди них не значится.
По мнению гражданина Нигерии и его представителей, случай с Увангуе нарушает сразу несколько основополагающих конституционных принципов, в том числе статью 27, гарантирующую свободное передвижение и свободный выезд за пределы РФ. Однако, по мнению представителей сторон, принявших и подписавших оспариваемый акт, налицо лишь техническая недоработка правового акта.
- Мы выражаем сожаление, что Увангуе не смог выехать на похороны брата, но очевидно, что произошло недоразумение, - считает представитель Совета Федерации в КС РФ Алексей Александров. - ФМС необходимо урегулировать свою практику, чтобы не возникало ситуаций, близких к конфликтным.
Представитель президента РФ в КС Михаил Кротов детально пояснил, что действующее законодательство не возлагает на иностранных граждан, получивших РВП, обязанность по продлению визы.
- В формулировке закона нет предписаний для граждан, а только для органов ФМС, то есть продление предусмотрено в безусловном порядке вместе с выдачей РВП, - пояснил он. - Однако процедуры не синхронизированы, не исключена раздельная выдача этих документов, а выдача РВП не обязывает территориальные органы исполнить процедуру продления визы. По мнению Кротова, сами по себе ни положения Закона "О Государственной границе РФ", ни закона о порядке въезда-выезда не противоречат Конституции РФ. В то же время "отказывать гражданину из-за того, что он зашел не в тот кабинет, необоснованно", полагает он.
- Мы удерживаем иностранного гражданина (при выезде. - "РГ") только потому, что у него нет разрешения на въезд, - подвел предварительный итог Константин Арановский, - ведь виза - это разрешение на въезд и пребывание.
Тем не менее окончательная точка в этом деле будет поставлена в ходе закрытого заседания КС РФ. О дате провозглашения решения будет объявлено дополнительно. А Хадсон Увангуе в визе больше не нуждается - недавно он получил вид на жительство.