Нефтяные гуру объясняют это началом нового суперцикла сырьевых цен. Вице-председатель ассоциации энергоисследований IHS Дэниел Ергин, который посвятил почти тысячу страниц всемирной истории борьбы за нефть, еще в октябре 2014 года, когда баррель стоил 88 долларов, предупреждал, что десятилетний суперцикл подходит к концу. В январе 2015-го он констатировал: цены вернулись к началу цикла, поэтому 30 долларов сегодня (уровень 2003 - 2004 годов) - это нормально.
По оценкам гендиректора BP Роберта Дадли, первая половина этого года будет самой тяжелой, а после появится потенциал роста цен на нефть до 40 - 50 долларов, не больше. Схожей позиции придерживаются и в "ЛУКОЙЛе". "Саудовская Аравия продолжает гнуть свою линию, - посетовала президент итальянского концерна ENI Эмма Марчегалья. - ОПЕК тем временем бездействует".
На защиту рынка встает Венесуэла, член ОПЕК, который сильнее всего страдает от перепроизводства нефти в мире. Власти обратились к своим соратникам (Эквадору и Алжиру), а также к России, не входящей в ОПЕК, с просьбой помочь в организации внеочередного заседания картеля. В 1980-х, когда за счет бурного развития технологий предложение нефти сильно превысило спрос, а саудиты, потеряв долю рынка, увеличили добычу в четыре раза, остановить ценовой хаос в сырьевой торговле получилось руками ОПЕК. Организация установила квоты на добычу и ориентировочную цену 18 долларов за бочку. В 1990-м средняя цена Brent выросла до 42,29 доллара за счет геополитической напряженности (вторжение Ирака в Кувейт), но вплоть до 1999 года цены были вблизи 18 долларов.
По мнению Дэниела Ергина, нынешняя стоимость нефти тоже отдана на откуп геополитике. Но он смотрит на снятие санкций с Ирана и его выход на рынок нефти иначе, полагая, что действия Тегерана могут подстегнуть рост цен. "Вопрос в том, сколько дополнительных поставок нефти Иран вольет или сможет влить в рынок, - написал он в колонке для Financial Times. - Если в реальности объемы поставок окажутся меньше озвученных или иранские компании будут увеличивать добычу медленнее, то у рынка появится причина смягчить свои безрадостные взгляды на будущее нефти".
Нагрянувший новый суперцикл уже формально прерывался, и опять из-за геополитики, как в начале 1990-х. 115 долларов за баррель, благодаря которым рынок ликовал в 2014-м, был вызван активизацией "Исламского государства" (организация запрещена в России). В интервью Nikkei Дэниел Ергин, оперируя этим фактом, напомнил, что нельзя с уверенностью сказать, что нефть больше не поднимется до ста долларов. А ведь в 2014 году по всем рыночным законам цена должна была пойти вниз.
Суперциклы в экономике не всегда определяются строгими рамками. Период роста цен может длиться от десяти до 35 лет, а продолжительность цикла - 20 - 70 лет. Осенью 2013 года, когда бочка Brent стоила 110 долларов, бывший замгенсека ООН по экономике Хосе Антонио Окампо проанализировал суперциклы. Вывод: обычно сырьевым бумам предшествуют длительные периоды роста экономик. В 2013-м он сопровождался самым долгим и быстрым периодом роста мирового ВВП.
Сегодня главный фактор, создающий идеальный шторм на нефтяном рынке, - повышение ставок ФРС. Следом идут замедление экономики КНР и сланцевая революция, говорит доцент кафедры фондовых рынков и фининжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов. "Все эти факторы, включая движение суперцикла, совпали, - заключает он. - Столь глубокое проседание цен - это первые ласточки. Каменный век закончился не потому, что кончились камни. Так и сейчас - наступает новая реальность, а не нефтяной кризис. Результатом будет уход мира от нефтяной ренты".
Как качались цены
Два года назад, в июле 2014-го, на максимуме за бочку нефти давали 115,71 доллара. 20 января 2015-го цена достигла 27,1 доллара. Во время финансового кризиса 2008 года дороже всего нефть тоже стоила в июле - 147,5 доллара, а уже к декабрю достигла годового минимума - 36,2 доллара (минус 75,46 процента). 1986 год прошел под знаком более быстрого провала: за четыре месяца цена опустилась с 31,75 доллара до восьми (минус 74,8 процента).