Александр Юрьевич, у вас действительно есть основания не соглашаться? Или вы просто хотите дать людям хоть какую-то надежду?
Александр Шишонин: Без надежды вообще невозможно. Приведу один пример. Вы знаете Лидию Алексеевну М., известного детского гематолога-онколога. Ей 88 лет. И ее умению грамотно поставить диагноз тяжело больному ребенку можно только удивляться. Три года назад из-за тяжелейших осложнений остеохондроза у Лидии Алексеевны настолько нарушилось питание спинного мозга, что она была обездвижена. Не ходила, отказали руки. Специалисты одной из ведущих клиник страны, куда она была госпитализирована, посчитали: единственный выход - сложнейшая операция на позвоночнике. Однако мешал возраст пациентки и общее состояние здоровья. На носилках выписали домой. А сегодня вы ее видели у нас, и вас удивило ее крепкое рукопожатие.
Удивило. Что вы с ней делали и что надо делать?
Александр Шишонин: Многое надо делать. Это целая система реабилитации для пожилых. Рассказать в двух словах - невозможно. Что нужно? Овладеть методикой реабилитации именно такого контингента пациентов.
Что это за методика?
Александр Шишонин: Прежде всего мы стараемся разблокировать шейный отдел позвоночника и тем самым восстановить кровоснабжение головного и спинного мозга. Поскольку именно от этого зависит восстановление всех функций организма. Просто? Это только кажется. Специалистов в области детальной коррекции шейного отдела позвоночника очень мало. Их надо специально готовить. К сожалению, методических пособий и практических рекомендаций на этот счет нет. Пока обходимся только своими силами и собственными разработками.
На приведение в порядок шейных позвонков уходит примерно полгода: зависит это от возраста, от общего состояния и так далее. Зато, когда справились с этим, когда восстановлено кровоснабжение, пациент переходит в реабилитационный зал, и там уже в действие вступают специальные медицинские тренажеры. Тут мы никакие не новаторы. Подобные тренажеры применяются во многих странах мира, они себя вполне и давно зарекомендовали. К сожалению, в нашей стране они пока не в чести. Потому что в системе охраны здоровья реабилитация на задворках. Все внимание уделено диагностике, лечению. А когда дело доходит до реабилитации....
Нередко россияне отправляются за рубеж для проведения какой-либо операции, которые в России тоже успешно проводятся, именно из-за отсутствуя у нас умной, профессиональной реабилитации?
Александр Шишонин: Надеюсь, доживу до того времени, когда в Россию будут ездить из-за рубежа, чтобы пройти курс современного высокоэффективного восстановительного лечения. А начать надо с внедрения в курс обучения врача программ реабилитации при важнейших заболеваниях, уделив особое внимание реабилитации пожилых и престарелых пациентов. Денег нет? Но кто считал, насколько грамотная реабилитация дешевле, чем длительная инвалидность?
Вы, наверно, не раз замечали - особенно это заметно летом - как в маленьких кафешках Рима, Вены, Мадрида за столиками сидят очень пожилые люди за чашечкой кофе, за рюмочкой коньяка. Да, я за иное качество жизни для пожилых. Убежден, его можно добиться. Даже уже сейчас, если привлечь к этому пусть пока специально не подготовленных, но заинтересованных в этом медиков. Сейчас в связи с тем, что закрыто немало медицинских учреждений, нередко говорят о безработице среди медиков. Поверьте, для них работа нашлась бы, если бы они не ходили на биржу по трудоустройству, а подумали о том, как приобрести новую специализацию.
Такая переподготовка может стоить больших денег?
Александр Шишонин: Ну, почему же больших? Строительства новых медицинских учреждений не требуется. А диагностических комплексов мирового уровня у нас достаточно, надо все это по-хозяйски использовать. Нужна лишь, скажем так, воля организаторов здравоохранения. Мало говорить, что в нашей стране растет продолжительность жизни. Куда важнее обеспечить ее качество.
Прибавить жизнь к годам? При одном условии: если эти годы не отданы боли, страданию.
Александр Шишонин: Так о том и речь.
Александр Юрьевич Шишонин родился в городе Троицке Московской области в семье врача. Окончил Российский Государственный медицинский университет. Свою практическую работу посвятил реабилитации пациентов, страдающих тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и артериальной гипертензией. Александр Шишонин создал ряд клиник восстановительной медицины. Женат. Жена Евгения - экономист. Дочери Александре 11 лет, сыну Ивану 6 лет.
Интервью Александра Шишонина