Александр Вячеславович, проект федеральной трассы "Таврида" проходит согласование. Расскажите, что предполагается построить, помимо собственно автодороги?
Александр Кузнецов: Федеральная трасса "Таврида" - это прежде всего туристическая магистраль. Ее пропускная способность - 43 тысячи машин в сутки, и она должна заработать вместе с керченским мостом.
Поскольку мы говорим о туристическом значении этого объекта, трассу необходимо насытить объектами придорожного сервиса. Они должны быть не просто расставлены по желанию инвесторов, а выполнены в одном архитектурном стиле и иметь определенную направленность. Там надо обустроить мини-рынки, заправки, СТО, мотели, парковки, рекламные объекты, смотровые площадки. И все это следует размещать максимально рационально и комплексно, чтобы не было, как сейчас: где-то скопление рынков или заправок, а где-то вообще ничего нет.
В прошлое уйдут все припаркованные на обочине машины с плакатами "Сдаю жилье". Вся эта информация должна размещаться строго в отведенных для этого местах. Подъехал на парковку и, если есть необходимость, взял буклет с ценами или получил сведения в электронном виде.
Будут ли на трассе другие объекты, кроме туристических?
Александр Кузнецов: Разумеется, там обязательно должны быть крупные логистические центры, особенно в районе Керчи, мощные хабы, оптовые центры продовольственной и непродовольственной группы. В Кировском и Белогорском районах нужны продуктовые хабы. Предполагаем, что в общей сложности таких крупных и малых инфраструктурных объектов на трассе будет не менее 300, а возможно, и до 400. По разным оценкам, это даст работу пяти-восьми тысячам крымчанам. Наполнение трассы инфраструктурой само по себе станет одним из самых крупных инвестиционных проектов. Потенциальные вложения в эти объекты оцениваются в 15 миллиардов рублей.
Сейчас готовимся разработать дизайн площадок под строения, которые будут выполнены в едином стиле. Собираем исходные данные для прокладки инженерных сетей. Этим займется управляющая компания. А инвесторам предложат готовые проекты, в которые они смогут вкладывать средства и получать прибыль.
Какие перемены произойдут на других важных туристических магистралях полуострова?
Александр Кузнецов: В одном ключе с трассой "Таврида" проведем комплексную реконструкцию придорожного сервиса трассы Симферополь-Ялта. Там инфраструктура как будто есть, но за малым исключением имеет крайне неприглядный, я бы сказал, заброшенный вид. Об этом говорят и гости полуострова, и сами крымчане. Какие-то хаотичные рынки, огромное количество съездов, где можно было бы сфотографировать виды Крыма, но там все запущено.
А ведь это южное направление, где должно быть много клумб, декоративных кустарников, смотровых площадок, и за ними кто-то должен ухаживать, взять на баланс. Значит, нужно провести ревизию всего построенного, всех придорожных ресторанов, магазинов, мест отдыха, часть убрать, а часть заставить переделать. Может, построить новые. Думаю, их может быть еще 15-20, и на инвесторов надо возложить содержание клумб, смотровых площадок, различных малых архитектурных форм, призванных стать украшением трассы.
Не боитесь испугать своими планами нынешних владельцев придорожных заведений? Им они могут не понравиться.
Александр Кузнецов: Не надо бояться. Крымчанам пора понять, что республика недолго будет находиться на безоговорочной финансовой подпитке из федерального центра. Это время пройдет, и нас неизбежно отпустят в свободное плавание. Рано или поздно вернется конкуренция с тремя китами туристического бизнеса, о которых мы знаем, - Турцией, Египтом и Краснодарским краем, далеко нас опередившими. Поэтому не надо бояться, надо делать - времени у нас крайне мало. Бренд Крыма еще жив в воспоминаниях старшего и среднего поколения, но российскую молодежь сюда на одном патриотизме не заманишь.
В какой стадии находится строительство нового аэровокзального комплекса Крыма?
Александр Кузнецов: Мы рассмотрели проект на градостроительном совете, дали ему положительную оценку, идет шлифование документации. В этом году уже начнутся строительные работы. Но надо понимать, что активность инвестора будет зависеть от экономической ситуации.
Появились ли за последнее время еще какие-то крупные архитектурные инвестиционные проекты в Крыму?
Александр Кузнецов: До последнего времени все упиралось в отсутствие градостроительной документации. Только 30 декабря утверждена схема территориального планирования Крыма, без которой вообще невозможен ни один строительный инвестиционный проект. Самый главный вопрос для любого инвестора: где ему дадут землю и на каких условиях. Федеральные средства на разработку генпланов городов и градостроительной документации в объеме миллиарда рублей должны поступить в республику в 2016-2017 годах. Они пока не освоены.
Это значит, что готовых проектов еще нет?
Александр Кузнецов: Они есть: на уровне идеи существует проект создания технопарка на базе оставшейся инфраструктуры недостроенной атомной станции в Щелкино. Есть проекты, связанные с игорной зоной на Южном берегу.
Я предложил идею строительства в районе нового аэропорта гиперинформационного центра Крыма. Это гигантский макет полуострова со всеми населенными пунктами площадью 100 на 100 метров, расположенный в павильоне. Посетители надевают шлемы виртуальной реальности, наводят лазерную указку на любой объект и получают по нему максимум полезной информации. Выбираешь объекты, которые хочешь посетить, и компьютер выдает персональный маршрутный лист от твоего пансионата до любого понравившегося туробъекта. И полную выкладку по всей сопутствующей инфраструктуре.
В мире уже есть такие макеты Парижа, Лондона, Москвы, Шанхая. А мы можем сделать макет всего полуострова. Сам по себе этот макет может стать еще одной достопримечательностью полуострова и привлечь туристов. И это уже не просто идея. На днях проектная организация из Санкт-Петербурга привезет эскиз. А инвестпредложение по нему мы подготовили на нескольких языках. Это окупаемый проект, и, хотя сегодня он кажется фантастическим, все, за что я берусь, рано или поздно становится реальностью.