Программное обеспечение, способное обманывать оборудование по замеру выбросов CO2 из дизельных моторов, обсуждалось в департаменте разработки двигателей еще в 2006 году - 10 лет назад, сообщает Reuters.
Все начиналось вполне безобидно - правление компании поставило перед департаментом задачу найти эффективный и рентабельный способ снизить уровень выборов углекислого газа в дизельных двигателях, чтобы соответствовать принятым в Соединенных Штатах стандартам.
Однако благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Финансовая и репутационная преисподняя разверзлась под ногами крупнейшего в Европе автопроизводителя не в сентябре 2015 года, когда махинации были раскрыты американским регулятором, а в тот момент, когда стартовали манипуляции с ПО - в ноябре 2006-го, за несколько месяцев до назначения председателем совета директоров и генеральным директором Volkswagen Мартина Винтеркорна, правление которого, увы, запомнится именно "дизельгейтом", а не победоносным шествием концерна по планете.
Автопроизводитель закупал софт для дизельных моторов у корпорации Bosch, после чего его дополняли и изменяли в Вольфсбурге, где расположена штаб-квартира Volkswagen.
Почему в департаменте разработки двигателей не донесли до топ-менеджмента концерна, что адаптировать силовые установки к требованиям США быстро, дешево и законными методами не получится, а предпочли ввязаться в аферу, результировавшую в крупнейший кризис в истории Volkswagen и всего автопрома Германии? "Корпоративную культуру компании легко описать словами "мы можем все", поэтому сказать, что что-то сделать невозможно, было неприемлемо", - объясняет этот феномен немецкая газета Sueddeutsche Zeitung, цитируя отчет о внутреннем расследовании Volkswagen, содержащий свидетельство одного из сотрудников, принимавших участие в манипуляциях.
"Вместо того, чтобы честно признаться правлению, что поставленная задача не может быть выполнена, было принято решение начать аферу", - резюмирует издание.
В департаменте царила атмосфера круговой поруки, и многие менеджеры и сотрудники, занимавшиеся проблемой выбросов, были вовлечены в махинации, а те, кто не был, знали о них. Вредоносное ПО в этом подразделении стало неким секретом Полишинеля.
Впрочем, не обошлось и без исключений. Источник Sueddeutsche Zeitung, принимавший участие в манипуляциях и дававший показания детективам, нанятым Volkswagen для проведения внутреннего расследования, в 2011 году доложил об афере одному из топ-менеджеров концерна, не имеющему отношения к департаменту разработки двигателей. Тот, однако, никак не отреагировал. По словам газеты, сейчас в отношении ее источника следствие ведет прокуратура города Брауншвейг.
В самом Volkswagen заявили, что, согласно имеющимся сведениям, в аферу был вовлечен очень узкий круг людей. Тем не менее, концерн запустил программу защиты свидетелей и подчеркнул, что сотрудники, которые смогут пролить свет на махинации, не будут уволены.
Первые результаты внутреннего расследования Volkswagen планирует обнародовать в апреле.
Справка "РГ"
Скандал с выбросами углекислого газа в дизельных двигателях автомобилей, произведенных концерном Volkswagen - крупнейший в истории немецкого, а, возможно, и мирового автопрома.
Суть аферы заключается в том, что в моторах машин было установлено программное обеспечение, распознававшее момент, когда автомобиль загоняли на стенд для проведения замеров, и сразу же снижавшее уровень выбросов CO2 в десятки раз. Подобным софтом, по разным оценкам, оборудовано от 5 до 11 миллионов машин по всему миру.
Штрафы, наложенные американским регулятором, составляют 37 500 долларов за автомобиль, соответственно, автопроизводителю придется выплатить рекордные 18 миллиардов долларов. И это только в США.
Эксперты разнятся во мнениях относительно суммарных убытков Volkswagen от "дизельгейта". Позитивный сценарий содержит цифру в 20 миллиардов долларов, а максимально негативный - чудовищные 80 миллиардов.
Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto