01.02.2016 20:51
В мире

Маршрут доставки грузов из Украины в КНР в обход РФ оказался убыточным

Состав "Украина-Китай" нашелся в степях Казахстана
Текст:  Петр Лихоманов
Российская газета - Федеральный выпуск: №20 (6888)
Трудным и тернистым получился широко разрекламированный правительством Украины маршрут доставки товаров из Европы в Китай в обход России. Пилотный эшелон, пущенный по этому пути, потерялся, но вскоре нашелся где-то на просторах Средней Азии, так и не достигнув территории Поднебесной.
Читать на сайте RG.RU

Отправившийся 15 января из порта Ильичевск в Одесской области состав с двадцатью двадцатифутовыми контейнерами (TEU), аттестованный министерством инфраструктуры Украины как первопроходец "Нового шелкового пути", в начале третьей недели пути предположительно достиг района казахско-китайской границы. Об этом сообщила пресс-служба министерства, добавив, что в самом ближайшем будущем ожидаемые китайскими заказчиками грузы отправятся к ним - в Чжэнчжоу, Чунцин и Ляньюньган - от казахской станции Достык. И не беда, что, отправляя поезд в путь, премьер Арсений Яценюк обещал китайским контрагентам доставку грузов буквально через неделю, утверждая, что "российское транзитное и торговое эмбарго не помешает транспортировке украинских грузов".

Украина припугнула Россию новым подводным флотом

Вопреки ожиданиям премьера, петлять по миру злосчастные вагоны стали сразу по отплытии на пароме из порта Ильичевск. Вместо грузинского Батуми они отправились сначала в болгарскую Варну, где была проведена полная загрузка судна, и из-за чего были потеряны два дня. Еще одним ударом по логистике стал отрезок пути из порта Баку на другой берег Каспия, в Туркменистан - из-за опоздания парома разгрузка-погрузка осуществлялась на общих основаниях. Наконец, фатально отстающий от графика и обрастающий штрафными санкциями эшелон застрял в Казахстане, на станции Балхаш: оказалось, что его дальнейший путь по территории страны не был оплачен компанией "Укрзализныця".

Собственно, последняя остановка и стала поводом для небольшой сенсации и последующих шуток над новым "чумацким шляхом". Действительно, сложно назвать международным транспортным коридором путь через два моря и четыре страны с соответствующими тратами на перегрузку и таможенными расходами, которые увеличат стоимость любого товара до полной неконкурентоспособности. Более того, маршрут, как оказалось, не был должным образом согласован со странами транзита на уровне железнодорожных администраций и осуществлялся на общих основаниях, в прямом смысле наобум. И даже официальный Пекин оказался не в курсе надвигающихся на него из Украины двадцати стандартных контейнеров. Ведь единственное упоминание неких "альтернативных маршрутов" из этой страны содержится только в межведомственном протоколе от 2015 года, документе рамочном и общем, за которым не последовало никакой переговорной конкретики.

Россия намерена взыскать с Украины всю сумму долга

Не исключено, что китайские товарищи попросту не заметили украинской транзитной инициативы по причине ее микроскопичности. Двадцать единиц стандартной тары, прибывшие окольными путями с юго-запада, не идут ни в какое сравнение с сотнями тысяч таких же контейнеров, получаемых по строгому графику с севера по российскому Транссибу, и миллионами прибывающих и убывающих морским путем. Напомним, что новые правила транзита по территории России грузов из Украины, действующие с 1 января, значительно удорожают стоимость украинского экспорта, что подтолкнуло Киев к поиску обходных путей.

Тем временем замминистра торговли Наталия Микольская, находясь с визитом в Польше, заявила, что в падении украинского экспорта в ЕС (26% снижения в прошлом году) виноват… Донбасс. Поскольку предприятия мятежного региона обеспечивали до 40% процентов всего украинского экспорта. Таким образом, высокопоставленная чиновница признала лживыми лозунги "евромайдана" и официального Киева, которые рисовали Донбасс дотационным регионом.

Украина Китай