- В документах, которые гражданин предъявляет для проверки на границе, не должно быть денежных средств. Объективная сторона данного правонарушения выражается в том, что оно может быть истолковано как подстрекательство должностных лиц таможенных органов к нарушению законодательства.
Причина подобной "забывчивости" иных путешественников понятна. Кто-то банально хочет проскочить границу в обход очереди, а кто-то таким образом намерен купить индульгенцию на провоз товаров, за которые нужно заплатить пошлину, иногда немалую. Несколько громких процессов, сопровождавшихся вынесением солидных сроков заключения, искоренили в рядах таможенников любителей легкого заработка. Настала очередь привлечь к ответственности подстрекателей.
С 23 июля 2015 года таможенные органы Беларуси получили право вести административный процесс по такого рода правонарушениям. Виновному грозит штраф до 50 минимальных заработных плат - это до 10,5 миллиона белорусских рублей (около38 тысяч российских рублей). С возможной депортацией. При повторном нарушении сумма может удвоиться. Более 270 человек уже поплатились за забывчивость.
Эта мера направлена и на то, чтобы предупредить ввоз в Россию санкционных товаров. Желающих переправить в Россию недозволенный груз немало, но и белорусские таможенники начеку. Свои действия они согласовывают с российскими коллегами. Под контролем все участки границы, а специальные мобильные группы мониторят участки дорог непосредственно перед въездом из Беларуси в Россию. Уже заведено без малого тысяча дел об административном правонарушении. Задержано более 9 тысяч тонн грузов.
Совсем иное отношение на западной границе Союзного государства к добропорядочным путешественникам и грузоперевозчикам. Делается все возможное, чтобы свести формальности к минимуму. Юрий Сенько раскрывает подробности:
- Сейчас время оформления составляет 4 часа. Поставлена задача к 2017 году сократить его до трех часов, а к 2020 году - до двух. Речь идет о суммарном времени всех служб - от шлагбаума до шлагбаума.
В первую очередь это следствие модернизации пограничных переходов. Типичный пример - реконструкция пункта пропуска "Песчатка". Благодаря поддержке Евросоюза сюда вложено 12 миллионов евро, пропускная способность возросла до 1200 автомобилей и автобусов в сутки. В следующем году здесь появится стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, как это уже сделано в "Привалке", "Григоровщине", "Брузгах". Суперсовременное оборудование позволяет выявить любую контрабанду, как бы изощренно она ни была припрятана. Об этом красноречиво говорят цифры. В прошлом году благодаря применению девяти инспекционно-досмотровых комплексов проверено более 130 тысяч автомобилей и выявлено 412 правонарушений. Это в 2,5 раза больше, чем за предыдущий год. А стоимость изъятой контрабанды увеличилась впятеро. Убедившись в выгодности нового оборудования, белорусские таможенники намерены ввести его в строй к 2020 году на пяти пунктах пропуска.
Многих сейчас волнует вопрос, как идет продвижение через Беларусь украинских товаров. Ведь есть опасение, что, открыв свой рынок для товаров из Евросоюза, Украина станет по сути их беспошлинным транзитером на рынок Союзного государства. На этот счет белорусские таможенники получили соответствующие ориентировки. Однако, отметил Юрий Сенько, какой-то активизации в перетоке товаров пока нет:
- У Беларуси с Украиной нормальный контроль, четкий порядок взаимоотношений, в том числе информационный. Каких-то проблем мы не видим. Абсолютно спокойная ситуация.
Досье "СОЮЗа"
Сегодня пункты пропуска на границах Беларуси, являющихся и границами Союзного государства, способны оформить проезд 30 210 автомобилей и автобусов в сутки. Это на 6460 единиц больше, чем в 2010 году. Прирост обеспечен в том числе благодаря реализации нескольких программ Союзного государства по обустройству внешних границ. К 2020 году пропускная способность возрастет до 35 300 автомобилей в сутки.