Исторический "герметический детектив" по повести Леонида Юзефовича снял Сергей Снежкин. В "Контрибуции" действие разворачивается в доме бывшего губернатора Перми, куда зимой 1918 года вступила Белая армия генерала Анатолия Пепеляева. Он объявляет местным купцам контрибуцию, а в итоге вместе с "красным" следователем Андреем Мурзиным вынужден расследовать кражу бриллианта. О прошлом - революционном и советском - мы поговорили с Ильей Носковым, сыгравшим в "Контрибуции" сыщика.
Семь десятков лет для нас безупречными героями были лишь красноармейцы, в последнее время идеалы искали в Белой армии. Сейчас, наконец, пришло время объективно взглянуть на то время?
Илья Носков: Я думаю, что объективного взгляда на Гражданскую войну у нас никогда не будет - мы ведь так никогда и не узнаем обо всех подводных течениях, которые тогда существовали. И если с белыми более менее понятно, то, что касается красных - одни сплошные загадки. Кто же в реальности спонсировал революцию? Все время говорят про немецкие деньги, но, возможно, на самом деле, это был английский капитал. Кто за всем этим стоял, почему, зачем? По идее режиссера, Мурзин понимает, что в этой стране что-то нужно менять, и он считает, что те люди, которые пришли с революцией, при всех своих недостатках, как раз могут многое изменить в России. Другое дело: кто из тех интеллигентов, скучающих дворян, которые вначале выражали недовольство государственным строем в своем кругу, потом взрывали великих князей, стремясь улучшить жизнь, мог предположить, что все это приведет к массовому террору?
Генерал Пепеляев - реальный персонаж. Когда в кадре стоят они оба - ощущение, что "белый" Пепеляев и "красный" Мурзин - если не братья, то одноклассники.
Илья Носков: Так и есть. Я не видел фильма на озвучании (так получилось, что Мурзин будет говорить не моим голосом), поэтому не знаю, что в итоге получилось. Но как задумывалось Снежкиным, оба героя учились в одном юнкерском училище, более того, они были друзьями. У них общий фундамент, они одинаково понимают, что такое честь, совесть, вера.
Так что же Мурзин? Каким вы себе его представляли, от кого отталкивались?
Илья Носков: Когда речь идет о сыщике, у всех в первую очередь возникает мысль о Шерлоке Холмсе. Другое дело, что Холмс слишком "идеален", он вне всяких обстоятельств, не связанных с преступлениями. Наш "Холмс" - Мурзин попал в молох революции. Правда, мне хотелось сделать Мурзина более хлестким. Ведь приговоренному к расстрелу терять уже нечего, он может позволить себе быть дерзким, ставить на место людей, которые ему несимпатичны. Но у Сергея Олеговича в голове сложилось свое видение Мурзина. Что в итоге получилось - увидим. Для меня действительно эта картина - во многом сюрприз. Дело в том, что многое рождалось прямо на съемочной площадке. Например, прямо в процессе съемок возник любовный треугольник, в котором оказались и Мурзин и Пепеляев.
Вот фильм, скажем, "17 мгновений весны" как-то благополучно эту тему обошел, не считая жены Штирлица, конечно. А сегодня ни один фильм не обходится без love story.
Илья Носков: Ну, это как раз и неплохо. В конце концов, перед этим чувством все равны - и военный, и моряк, и бандит. И у меня к любви отношение однозначное. Порой, чтобы достучаться до сердца человека, его надо провести либо через потери или катаклизмы, либо через любовь. У людей в такие моменты меняются приоритеты, они задумываются: а так ли я живу? Про такие "простые вещи" и надо снимать кино.
Но сейчас странно показывать человека однокрасочным, не во всей его сложности, противоречивости.
Илья Носков: Да, но эта многосложность должна быть в самом актере. Вспомним Георгия Жженова. Он не обладал классическим советским обликом. Но там глаза решали все. Так же, как и у Леонида Быкова. Вспомните "В бой идут одни старики". Казалось бы, внешне - простак, но в глазах - целый мир, который подкупает, завораживает зрителя. Эти люди обладали целостностью, что не отменяет их многосложность. А у нас сейчас все про уродов, а не про людей. Меня это огорчает. Нас постоянно держат в "подогретом" состоянии, и в итоге нас ужасает не гибель десяти человек из-за взрыва бытового газа в доме, а какая-нибудь отрезанная голова. Разве это нормально? Ведь если Россия из-за чего и погибнет, то не из-за отрезанных голов, а из-за безалаберности и воровства. .
Вы сейчас снимаетесь в роли теневого бизнесмена советского времени. Верно?
Илья Носков: Да, питерская кинокомпания "Триикс медиа" снимает многосерийный фильм "Мое счастливое завтра". Я играю главную роль - теневого короля цеховых дел. История интересная - рабочий парень из Ростова влюбляется в девушку из Ленинграда, из очень обеспеченной семьи. И чтобы попасть в ее касту, становится цеховиком. И что интересно, открывает любимой женщине свои чувства лишь через 7 лет после того, как впервые ее увидел. Действие фильма разворачивается в течении трех десятков лет, начиная с 1963 года. Я уже погрузился в него с головой - и документальное кино смотрю про цеховиков, и книги, и воспоминания подпольных бизнесменов. Удивительные люди - производили дефицитный товар, их за это расстреливали, а они, зная о смертельном риске, все равно шли на него.
Вы понимаете, что им двигало?
Илья Носков: Я расспрашивал бывших цеховиков. Оказалось, что многие из них этим занимались вовсе не из-за наживы. Ведь потратить заработанные миллионы они просто не могли. Нет, ими двигал азарт - обойти систему. Они создали свой замкнутый мир в этой системе, как неофициальные художники, музыканты. В этом был вызов устоявшемуся порядку, драйв. Они не хотели жить, как все - ходить на завод и получать свои положенные 120 рублей. Материал потрясающий.