Росавиация официально представляла Российскую Федерацию в техническом расследовании обстоятельств этой страшной катастрофы. И официально заявляет: еще в августе 2014 года, то есть сразу после трагедии, российская сторона передала в Совет по безопасности Нидерландов (СБН) все имеющиеся данные первичной радиолокации, зафиксировавшие полет рейса MH17. Мы не выдвигали и не устанавливали каких-либо условий или ограничений по дальнейшему использованию и преданию гласности переданных радиолокационных данных, телефонных переговоров и других сведений, запрошенных СБН. Более того, Россия до сих пор хранит эти данные и готова предоставить их повторно.
Как отметил замглавы Росавиации Олег Сторчевой, первичные радиолокационные данные были переданы СБН в формате видеозаписи с экрана воздушной обстановки российского диспетчера. Катастрофа произошла за пределами воздушного пространства России и самолет не находился на управлении российских диспетчеров. Интерес к российским радиолокационным данным возник в связи с тем, что характеристики наших радиолокационных станций, расположенных в районе Ростова-на-Дону, позволили зафиксировать полет рейса MH17.
Более того, как в дальнейшем выяснилось, данные первичной радиолокации могли быть получены только с российских радиолокационных станций. Почему? Режим первичной радиолокации на украинских средствах управления воздушным движением по непонятным причинам не работал, несмотря на отсутствие других резервных средств для обеспечения безопасности полетов над зоной вооруженного конфликта на востоке Украины.
Что касается спутниковых снимков, то в первые же дни после авиакатастрофы российская сторона обнародовала все имеющиеся у нее данные со спутников. Они, в частности, подтверждают перемещение и повышение активности украинских зенитно-ракетных комплексов типа "Бук" непосредственно в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины накануне трагедии. Россия передала эти данные в СБН, однако данные российских спутников не были учтены в работе СБН и даже не вошли в итоговый отчет.
Российская сторона заинтересована в скорейшем, тщательном и беспристрастном расследовании этой страшной трагедии и полностью поддерживает запросы родственников погибших, адресованные руководству США и Украины с требованиями представить следствию необходимую информацию. Американская сторона безусловно обязана обнародовать те спутниковые снимки, которые, по заявлениям госсекретаря США Джона Керри, имеются в их распоряжении с момента крушения самолета и способны пролить свет на обстоятельства катастрофы. Украинская сторона, в свою очередь, также должна в обязательном порядке передать первичные данные радиолокации или предъявить достоверные доказательства их фактического отсутствия.
Россия же продолжает прилагать максимум усилий, задействуя все возможные ресурсы для выяснения обстоятельств крушения малайзийского Boeing.
Фоторепортаж: Крушение малайзийского Boeing-777 под ДонецкомНапомним, для максимально эффективной и объективной помощи следствию было принято решение о подключении к расследованию специалистов отечественного военного концерна "Алмаз-Антей", разработчика комплексов "Бук". Концерн провел целый ряд высокопрофессиональных и высокоточных исследований и осуществил два полномасштабных натурных эксперимента.
Более того, "Алмаз-Антей" пошел на беспрецедентный шаг, рассекретив данные о характеристиках ракет комплексов типа "Бук" и "Бук-М1". Все полученные от экспериментов и исследований расчеты, а также другие данные были переданы СБН. Россия неоднократно приглашала к участию в этих работах голландских коллег по расследованию, однако СБН, как в настоящее время и Совместная следственная группа, не проявлял интереса к подобному сотрудничеству. По мнению Росавиации, эти данные представляют значительно больший интерес для установления причины происшествия, чем данные о радиолокационной обстановке и спутниковые снимки. Однако и они не были приняты во внимание возглавлявшими техническое расследование органами.
Многие эксперты обращали и продолжают обращать внимание на качество технического расследования. В окончательном отчете совершенно необъяснимо нет ответа на главный вопрос: в какой мере Украина виновата за незакрытие своего воздушного пространства, вина Киева в документе крайне размыта.
"Периодическая критика в адрес России в привязке к трагедии с МН17 каждый раз вынуждает нас напоминать, что российская сторона, в отличие от СБН и ССГ, никогда не затягивала расследования, за которые отвечала или в которых полноценно участвовала, и выполняла все работы открыто, постоянно донося до общественности результат экспертиз и всех предпринимаемых шагов", - приводятся слова Сторчевого в ответе Росавиации на письмо родственников погибших пассажиров в катастрофе MH17.
Именно так было с расследованием авиакатастрофы российского А321 над Египтом. Несмотря на многочисленные провокационные заявления о причинах крушения, Россия не поддерживала ни одну из версий, пока не было получено доказательств о наличии на обломках лайнера следов взрывчатых веществ иностранного производства и не была подтверждена версия, что это был теракт, о чем незамедлительно была проинформирована международная общественность и партнеры по расследованию. Именно так происходило и с расследованием обстоятельств гибели российского военного самолета Су-24 над Сирией. Россия организовала беспрецедентно открытую работу по выяснению причин случившегося, пригласила на вскрытие бортовых самописцев штурмовика многочисленных международных экспертов и представителей СМИ. При этом многие иностранные специалисты, в частности из Великобритании, высоко оценили как качество проведенной работы, так и открытость процесса.
Все это доказывает, что Россия всегда придерживается принципа последовательности выводов и не выдвигает каких-либо обвинений до завершения расследовательских процедур и получения финального, точного результата.
При этом Россия не раз указывала на чрезвычайную закрытость и предвзятость голландского технического расследования. СБН обязано объяснить и родственникам погибших пассажиров, и всему миру, почему техническое расследование длилось так неоправданно долго. Почему его итогом стали весьма абстрактные и размытые формулировки. Почему голландские власти допустили искажение фактов и утаивание информации, а также, почему не приняли во внимание важные данные, предоставленные российской стороной.
Необходимо получить от СБН ответы и на другие важнейшие вопросы: о недостоверности приведенных в итоговом отчете данных о поражающих элементах, а также месте их обнаружения; о некачественном исследовании пробоин на корпусе самолета; о недобросовестной работе с обломками лайнера; о неправильном определении возможного района пуска ракеты и других несостыковках, которыми пестрит итоговый отчет.
"К сожалению, совершенно идентичная ситуация сейчас складывается и с деятельностью Совместной следственной группы, отвечающей за уголовное расследование", - замечает Росавиация. Та же неоправданная затянутость процесса, а также весьма избирательный подход голландской стороны к выбору партнеров по уголовному расследованию вызывает множество самых неприятных вопросов и заставляет опасаться, что уголовное расследование повторит судьбу технического и, как по заказу, не приведет к установлению истины.
Почему Украина лжет?
На сайте голландского журнала "ELSEVIER" "Элсевир" 4 ФЕВРАЛЯ С.Г. была опубликована статья под заголовком "МН17: Украина погрязла в собственной лжи?". Материал вышел на фоне того, что в Нидерландах активно обсуждается тема "первичных" данных радаров с места крушения рейса МН17, которые "могут пролить свет на то, откуда именно была запущена ракета, якобы сбившая Боинг".
В статье, в частности, указывается на заявление бывшего замминистра инфраструктуры Украины Владимира Шульмейстера, по словам которого Совет по безопасности Нидерландов вообще не направлял запрос украинским властям о предоставлении первичных данных радаров. В этой связи, как подчеркивает автор статьи, у Нидерландов возникли вопросы, так как чуть позднее само министерство инфраструктуры Украины заявило, что журналисты неправильно поняли слова Шульмейстера, что, в свою очередь, кажется странным, так как он говорит на прекрасном голландском языке. Помимо этого министерство инфраструктуры Украины заявило, что предоставило СБН 23 июля 2014 года снимки с экранов радаров, а Шульмейстер просто не был в курсе. Данное заявление, по словам журнала, также выглядит неправдоподобным, так как противоречит докладу СБН о техническом расследовании, согласно которому все украинские радары на момент катастрофы находились вне эксплуатации, поэтому никаких снимков быть и не могло.
Далее, как отмечается в статье, посол Украины в Нидерландах Александр Горин ещё сильнее ввёл всех в заблуждение, заявив в интервью "RTL4", что один из наземных радаров был уничтожен, что также противоречит отчету СБН. Кроме того, в статье указывается на тот факт, что Украина была обязана сообщить в Евроконтроль об отсутствии радарных установок , так как незадолго до катастрофы часть воздушного пространства была закрыта в связи с опасностью запуска наземных ракет, однако подобных сообщений не поступало.
В конце статьи делается вывод, что либо СБН, либо Украина лгут.
Оглашение результатов эксперимента по моделированию катастрофы Boeing 777Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews