А дело в шлейфе, который за Герасимовым тянется, в приклеенном ярлыке: "придворный художник Сталина". Именно его изображения вождя всех народов считались "каноническими". На них рекомендовали ориентироваться всем мастерам, бравшимся за портреты Иосифа Виссарионовича.
Александр Михайлович был обласкан Сталинскими премиями, десять лет возглавлял Академию художеств. Началась борьба с культом личности - и многие его работы спрятали в запасники, с глаз долой. Только в его родном Мичуринске, в доме-музее художника, они появлялись на выставках.
Во всяком случае так вышло: Москва не видела полотен Герасимова несколько десятилетий. Хотя... Художник-то он, как оказалось, потрясающий. И кроме монументальных полотен у него невероятно обаятельные пейзажи парижских улочек, московских двориков, путевые акварели индийской и китайской экзотики. А его нежные натюрморты? Многие из них теперь далече, у зарубежных частных коллекционеров.
Соцреалист? Или импрессионист? А как ни назови - уверен куратор проекта, галерист Леонид Шишкин, "эта выставка интересна тем, что она дает возможность заглянуть в нашу историю, понять что-то новое о нас самих. Герасимову было около 50, когда он написал картину "В.И. Ленин на трибуне" (1930), ставшую самой тиражируемой в советские времена. А начиналось все не так серьезно. На выставке одна из его ранних работ - "Ню", созданная в 1912 году в мастерской Коровина студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества...
"Когда я был у Коровина официальным учеником, он мало обращал на меня внимания, - вспоминал художник. - Теперь же его отношение ко мне стало другим. Хорошо помню учебную постановку: Коровин посадил обнаженную натурщицу на новый сосновый сундук. Разницу в тонах между деревом и телом мне удалось схватить. Коровин вдруг остановился около меня, посмотрел на этюд и сказал: "Знаете, что-то проснулось в вас. Это интересно..."
Натюрморты с цветами - значительная часть экспозиции. Герасимов уверял: "Натюрморты "прочищают" глаз художника-живописца". Его "После дождя (Мокрая терраса)" из коллекции Третьяковки - одна из лучших картин художника. Холст будто дышит особой палитрой цветов, светом и запахами мокрых досок, влажного воздуха.
У Леонида Шишкина любимый натюрморт Герасимова - "Полевой букет" (из личной коллекции галериста). В нем ясно виден ученик Коровина - Герасимов и сам об этом говорил: что у них общего, а в чем отличие: "В его розах больше нежности, поэзии, воздушности. У меня, как у степняка, в розах другое: мощь и изобилие земных сил черноземного плодородия".
Выставка дает хотя бы представление о творчестве Герасимова: здесь более 50 полотен, а также фотографии и экспонаты из мастерской художника.