Пленарное заседание конференции на тему "Современные кризисы", на котором выступит глава российского правительства, пройдет в субботу и будет посвящено выработке совместных механизмов противодействия кризисным ситуациям и сотрудничеству в их урегулировании. "Значительная часть речи будет посвящена оценкам мировой экономической ситуации и тем вызовам, с которыми сталкивается Россия и другие европейские партнеры", - рассказали в аппарате правительства. Там же подчеркивают, что ждать какой-то развернутой оценки по международным политическим вопросам, включая Сирию и Украину, больше той, что уже говорил президент России Владимир Путин, не следует - все-таки это именно президентские, а не премьерские полномочия. Хотя обойти стороной эти темы все равно вряд ли получится.
Зато Дмитрий Медведев готов обсудить с западными партнерами целесообразность дальнейшего санкционного давления на Россию с учетом обратного действия на европейский бизнес ответных мер Москвы. Перед конференцией глава правительства намерен встретиться непосредственно с представителями деловых кругов России и Германии. Кроме того, в пятницу и субботу у премьера запланированы двусторонние встречи с президентом Финляндии Сауле Ниинисте, президентом Словении Борутом Пахором, французским коллегой Мануэлем Вальсом, главой МИД Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, премьер-министром Баварии Хорстом Зеерхофером.
Накануне вылета в Мюнхен глава правительства России в интервью немецкой газете Handelsblatt рассказал о том, как в Москве видят кризис отношений между Россией и Европой, озвучил возможные пути выхода из него. Дмитрий Медведев согласился, что мир знал и более продуктивные с точки зрения международной безопасности времена. Причин нынешнего положения дел несколько. О каких-то угрозах Россия предупреждала партнеров еще 10-15 лет назад, когда сама боролась с терроризмом на Северном Кавказе. "Сегодня невозможно себя чувствовать спокойно ни в одной стране мира, - подчеркнул премьер. - Это означает, что терроризм реально глобализировался и превратился, если хотите, из преступной деятельности, которая преследует определенные цели, в том числе экстремистского порядка, в нечто особенное". В отдельных государствах террористы просто рассматривают себя как легальную власть и управляют страной при помощи террористических методов.
Другой блок проблем носит экономический характер. Сначала казалось, что мир сможет сообща их решать, но с тех пор, как выразился глава кабмина, много воды утекло - страны практически не ведут диалог. "Мир у нас не стал лучше, количество проблем увеличилось, да еще и государства, целые страны не разговаривают друг с другом", - обрисовал Медведев общее положение дел.
- По последнему вопросу: я считаю, что здесь нашей вины нет, - заявил он. - Мы от контактов никогда не отказывались, были готовы говорить в разных форматах, но с нами сознательно свернули контакты как по линии Евросоюза, так в какой-то момент и по линии сотрудничества между Россией и НАТО. Поэтому мой вывод в преддверии конференции, которая состоится в Мюнхене, - наш мир стал опаснее и хуже.
В Европе говорят, что после украинского кризиса пропало доверие к Москве. Председатель правительства России согласен, что это ключевой вопрос, но решить его можно только путем диалога. "Мы можем вообще занавес опустить, сказать, что мы никак не общаемся. Вот это, я считаю, грубая политическая ошибка. Это сделали зря, от этого не стало никому легче", - заметил Медведев.
Выход один - восстанавливать отношения, контакты, преодолевать стереотипы, идти на разумные компромиссы. "Но значительную часть пути должны пройти наши европейские партнеры, прежде всего руководство стран Европейского союза, - уверен премьер-министр. - Даже несмотря на то, что страны Евросоюза входят в НАТО, несмотря на то, что Америка является крупнейшим мировым игроком, у Европы своя судьба, и руководители стран Европы должны определиться, восстанавливают они отношения с Россией или нет.
Тут руководство России полностью разделяет мнение бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, который заявил, что продление санкций - это ошибка, что уже сейчас нужно активнее идти навстречу России, поскольку первые части Минских соглашений уже выполнены. "Оценки правильные и нужно найти в себе мужество это признать", - сказал Медведев.
Проблема снова не в России. Не выполнен ни один пункт по политическому урегулированию, отметил глава правительства, добавив, что европейские партнеры слышат доводы Москвы.
- В любом случае Минские соглашения подлежат исполнению. Мы ничего другого не имеем, но российское руководство исходит из того, что в настоящий момент шар находится на украинской стороне, - заявил премьер-министр России.
Не во всем Россия и Запад понимают друг друга и в сирийском вопросе. "То, что там произошло, - это очень наглядный урок того, как легко создать проблему и как тяжело ее потом решить", - подчеркнул глава кабмина, прямо назвав источник бед в лице США, ряда европейских и стран арабского мира, включая Саудовскую Аравию.
Наша страна в сирийском конфликте участвует для обеспечения своих национальных интересов. Тысячи уехавших в Сирию, чтобы воевать на стороне ИГИЛ (организация запрещена в России), граждан России потом могут вернуться "зомбированными убийцами" и устроить террор. Поэтому президент России откликнулся на просьбу президента Сирии и наша авиация участвует в боевой операции против террористов. "Она не носит неограниченного характера, она, естественно, будет временной. Она носит, прежде всего, локальный характер, с использованием самолетов и в некоторых случаях ракет, - пояснил Дмитрий Медведев. - То есть мы не хотим участвовать в наземной операции - там только наши советники есть".
К возможной наземной операции США или других соседей Сирии российское руководство относится негативно. "Всякие наземные операции, как правило, ведут к тому, что война становится перманентной, - предупредил премьер. - Посмотрите, что в Афганистане, что в целом ряде других стран. Уж несчастную Ливию даже не упоминаю".
- Зачем это надо? Надо всех, в том числе за счет жестких мер, которые и Россия осуществляет, и американцы осуществляют, и даже, при всех оговорках, и турки пытаются осуществлять, заставить сесть за стол переговоров, а не начинать очередную войну на Земле, - предложил Медведев.
Для Европы сирийский конфликт стал не просто какой-то далеким ближневосточным кризисом, а вылился во вполне реальную миграционную проблему, которая даже поставила под вопрос дальнейшее существование Шенгенской зоны и вообще Евросоюза как объединения нескольких десятков государств. "Вас 28, и вам нужно будет о чем-то договориться вместе, потому что если вы просто будете разрушать пространство Шенгенской зоны, то это, во-первых, скорее всего, просто повлечет, по сути, распад Европейского союза, а во-вторых, этим ничего не добиться, потому что экстремисты будут с удовольствием кочевать из страны в страну", - заметил глава российского правительства.
- Мы, хочу сразу сказать, готовы принять участие в таких консультациях. Мир прозрачен, эти люди приезжают и от нас, эти люди приезжают к нам, - сказал Дмитрий Медведев. - Но нашу страну ведь во многом вывели из такого диалога. Сейчас уже наступает осознание того, что без России таких вопросов не решить и в силу ее географического положения, и в силу исторического опыта.
При этом, заверил премьер, Россия не стремится брать на себя решающую роль в геополитике, оставляя это право другим желающим, которые тогда и должны отвечать за весь мир, за то, почему войны начинаются, почему мигранты по Европе сотнями тысяч разъезжают. "Мы к этому не стремимся. Мы этим комплексом переболели в советские времена и уж точно не пытаемся регулировать весь мир, - заявил глава кабмина. - Но Россия должна занимать, конечно, в международных отношениях подобающее место".
- Мы не пытаемся рулить по всему миру и устанавливать свои правила, как это иногда нам приписывают, говорят о том, что вы такие-сякие, пытаетесь все поставить под собственный контроль. Это абсолютно не так, мы в этом смысле тоже вполне прагматичные люди. Никто не способен отвечать за весь мир, никто, в том числе и Соединенные Штаты Америки, - заключил Медведев.