Две коллекции - "Читаем…" (сезонная) и "Уля" (капсульная, созданная для развлечения гостей "Формулы-1" в Сочи) - появились благодаря моде на чтение. По словам Сулиминой, свою роль сыграл и ушедший Год литературы с массовой читкой Толстого, и воронежские инициативы "Российской газеты": когда-то мы читали всем миром Твардовского, потом Маршака. Ну а в июне в городе традиционно читают Платонова - в рамках фестиваля, названного его именем.
В подборке "Читаем..." дизайнер обыграла образ книги: минимализм и строгие прямые линии кроя напоминают прямоугольники обложек, белые многослойные юбки в сборку - ворох страниц. Вместо строчек из букв и картинок - авторские принты и аппликации. Модельер предложила струящиеся платья длиной до щиколотки, кружевные блузки с круглым воротничком, юбки-тюльпаны и "пачки" из сетки с непрозрачным мини-чехлом в тон.
- Здесь каждый найдет свое: и красочную новеллу, и строгую повесть, и мелодраматичный роман, - пояснила Сулимина, филолог по первому образованию. - В век электронных технологий что-то исчезает как рудимент, а что-то должно остаться как носитель культуры, база, без которой новый мир не сможет существовать.
"Уля" навеяна одноименным рассказом Андрея Платонова. Модельера поразила актуальность притчи о подмене смыслов, о том, как одно и то же событие можно увидеть и белым, и черным. Одежда получилась соответствующей - монохромной, с по-спортивному контрастными швами. Романтики добавили гипюровые вставки и все та же сетка.
- Я рада, что она сейчас в моде: вуаль для меня очень ценна как символ, что не все в этой жизни лежит на поверхности. В новых коллекциях использую вискозу и натуральные ткани: кашемир, шелк, хлопок - с небольшой долей полиэстра, так как смесовое волокно лучше переносит стирку. Мерсеризованный хлопок (обработанный раствором едкого натра. - Прим. "РГ") "носибельнее": не садится и почти не мнется. До кризиса все коллекции мы отшивали из итальянских тканей, сейчас что-то возим из Германии, из Китая. В Поднебесной расположены заводы многих итальянских фирм, и там полотно выходит даже лучше, чем в самой Италии. По потребительским качествам лучше - одежде не требуется такой бережный уход. Я пристально слежу за процессами импортозамещения, очень хочу одной из первых перейти на ткани отечественного производства. Но нужного качества наши фабрики пока не достигли.
Чтобы выглядеть модно, необязательно покупать одежду престижных марок. Производители из массового сегмента следят за тем, что демонстрируют на подиумах, подхватывают идеи и примерно через полгода выдают на-гора сотни моделей для повседневной носки на любой кошелек. Тем, кто хочет "быть в тренде", остается лишь уловить доминирующий стиль. Сейчас на пике популярности - 1970-е.
- Это значит, что скоро мы вновь увидим на улицах брюки клеш, летящие платья в пол, цветочные рисунки, яркие "витаминные" оттенки зеленого, желтого, оранжевого, - добавила Татьяна Сулимина. - Наверное, тут еще и кризис повлиял - хочется выглядеть броско и жизнеутверждающе. С другой стороны, по-прежнему актуальны пастельные тона.
Справка "РГ"
Татьяна Сулимина - дизайнер одежды, член Российской академии моды, постоянный участник петербургской недели моды "Дефиле на Неве". Владелица бутиков в Воронеже и Северной столице. Вдохновение черпает в истории и литературе, что легко понять по названиям прошлых коллекций. Среди них - "Над гнездом кукушки" и "Портрет Дориана Грея", "Хранительница замка" и "Легенда дворянского гнезда".