В 2016 году вузы получат более 500 тысяч бюджетных мест в бакалавриате, специалитете, магистратуре, аспирантуре. Конкурс на естественно-научные и инженерные специальности, скорее всего, вырастет.
- Заявления на участие в ЕГЭ по физике подали на 21 тысячу человек больше, чем в прошлом году. Количество желающих сдавать биологию увеличилось на 18 тысяч, химию - на 10 тысяч, - рассказал журналистам глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
У выпускников заметно повысился интерес к истории и литературе. ЕГЭ по этим предметам выбрали соответственно на 20 и 16,5 тысяч школьников больше, чем в прошлом году.
ЕГЭ в 2016 году пройдет в две волны. Досрочный этап начнется 21 марта, основной - 27 мая. Свои результаты школьники смогут узнать через неделю после экзамена.
- В открытой базе заданий добавились вопросы по математике базового уровня ЕГЭ. Обновлен сервис, который позволяет потренироваться в устной части ЕГЭ по иностранному языку, - пояснил глава Рособрнадзора. - на 10 процентов увеличится онлайн-наблюдение на экзамене. А время хранения видеозаписи продлено до 1 марта следующего года.
Девятиклассникам надо знать, что в этом году им придется сдавать не два выпускных предмета (математику и русский язык), а четыре - к ним добавились две дисциплины по выбору. А если по этим предметам школьник получит два? "В этом году оценка не будет влиять на аттестат. И даже если ученик получит "два" по выбранным предметам, аттестат ему дадут. А вот в следующем году оценка будет влиять на получение аттестата", - уточнил Сергей Кравцов.
В вузах уменьшится число бюджетных мест на экономику, юриспруденцию, менеджмент, но вырастет на инженерных и естественно-научных направлениях подготовки. По-прежнему будут бесплатные места в негосударственных вузах.
По словам заместителя министра образования и науки Александра Климова, между негосударственным вузами распределено 1500 бюджетных мест. "Это существенно меньше, чем прошлом году", - признал замминистра. Он объяснил, с чем связано сокращение: негосударственных вузов стало меньше. Многие из них предлагают обучение по специальностям: экономика, юриспруденция, менеджмент, а на эти направления подготовки сокращается госзаказ. Еще деталь: при распределении контрольных цифр приема учитываются итоги мониторинга, а они у многих негосударственных институтов и академий прямо скажем, не блестящие.
В этом году абитуриентам надо быть очень внимательными при выборе вуза. Некоторые из них могут поменять названия и стать опорными университетами, объединившими несколько вузов. Опорные университеты должны разработать свои программы развития до 2020 года и получить дополнительное финансирование Минобрнауки.
- 11 заявок уже одобрено. Проект создания опорных университетов рассчитан на поддержку образования в регионах, - уточнил замминистра.
Ни московские, ни санкт-петербургские вузы в проекте не участвуют.
Что касается вопросов о возможном объединении московских вузов, в том числе, отраслевых, Александр Климов заметил:
- Если будут просьбы от ученых советов вузов об объединении, мы рассмотрим их. Прошло время, когда человек получал специальность железнодорожника и уходил на пенсию тоже железнодорожником. Или получал профессию горного инженера и работал до пенсии горным инженером. Сегодня все большее значение приобретают межпредметные направления и исследования, востребованные инновационной экономикой.
При этом замминистра заметил, что отраслевые вузы, безусловно, тоже будут развиваться. В ближайшее время, например, будет обсуждаться стратегия развития до 2030 года транспортных вузов. "В системе РЖД работает 1 миллион человек. Такой работодатель должен активнее взаимодействовать с вузами, давать заказ на науку, конструкторские разработки", - считает замминистра.
Еще одна новость для абитуриентов отраслевых вузов. Там может вырасти число мест для целевиков. В медицинских университетах и академиях сегодня учится около 50 процентов целевых студентов, которые поступили по направлениям муниципалитетов. "Есть планы по увеличению доли таких студентов с последующим трудоустройством", - пояснил Александр Климов.
Пресс-конференция "Новое в образовании-2016"