12.02.2016 16:32
Общество

Нижегородской епархии разрешили отмолить часть долга

Епархия отмолит часть своего долга перед фирмой
Текст:  Виктор Девицын Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №33 (6901)
Впервые в отечественной судебной практике принято совершенно нестандартное решение по обыкновенному хозяйственному спору. Мировое соглашение в Арбитражном суде Нижегородской области, которое принято только что, гласит - ответчик обязался молиться за здоровье истца в благодарность за прощение более чем половины суммы долга. Этот самый долг и стал основанием для обращения в суд.
Читать на сайте RG.RU
РПЦ и Константинопольская церковь не договорились о Всеправославном соборе

В судебном определении, в частности, говорится: "Ответчик также обещает возносить молитвы о здравии раба Божиего Арсеньева Ивана Михайловича (генеральный директор ООО "Эра". - Прим. ред.) и раба Божиего Лепустина Сергея Александровича (менеджер по продажам ООО "Эра". - Прим. ред.) их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях… Истец отказывается от своих материально-правовых требований к Ответчику, составляющих предмет искового заявления, в полном объеме. Производство по делу прекратить".

Спор касался некой коммерческой организации и Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви. Суть дела -  взыскание с Епархии долга по договору.

Некоторое время назад Нижегородская Епархия заказала у коммерческой организации разработку проектной документации для установки котельной в одном из своих зданий. Фирма условия договора выполнила, а Епархия заплатила не всю оговоренную сумму. Стоимость работ по договору составила 916 тысяч рублей. Предприятие заказ выполнило, церковь же свои обязательства выполнила лишь отчасти: епархия перечислила на расчетный счет фирмы только половину долга.

Отсутствие полной оплаты за выполненные работы и послужило истцу основанием для обращения с исковым заявлением в суд. Однако еще до начала судебного заседания епархия и предприятие пошли друг другу на уступки и достигли договоренности, которую оформили мировым соглашением, представив его в суд с просьбой утвердить.

По этому соглашению за молитвы о здравии учредителей проектная компания отказалась от 258 тысяч рублей долга и 65 тысяч рублей процентов, пени и пошлины за обращение в суд.

Что послужило причиной для прощения долга? Как пояснил корреспонденту "РГ" Игорь Бажин, адвокат Арсеньева и Липустина, руководители коммерческой организации с должным пиететом отнеслись к епархии.

Церковь оспорит отказ передать ей Исаакиевский собор

- Да, с одной стороны церковь как организация, включающая в себя духовную составляющую, отделена от государства, - говорит Иван Бажин. - С другой стороны - это хозяйствующий субъект. Эта двойственность и нашла отражение в мировом соглашении. Испытывая глубочайшее уважение к РПЦ, истцы приняли решение простить должника. Когда обсуждали с представителями епархии проект соглашения, я предложил включить в соглашение пункт о вознесении молитв - это своего рода моральная компенсация за неуплату долга. Считаю, что если это и прецедент, то хороший.

Отец Алексий, пресс-секретарь Нижегородской епархии, со своей стороны отметил:

- Сейчас в одном из храмов возносятся молитвы о процветании бизнеса Ивана Арсеньева и Сергея Лепустина, о благополучии их семей и близких. По сути, искреннее прощение можно рассматривать как пожертвование.

Определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца с момента его принятия.

Комментарий

Олеся Шулева, адвокат Адвокатской конторы №18 Нижегородской областной коллегии адвокатов:

- Основное требование к мировому соглашению, согласно арбитражному процессуальному законодательству, чтобы оно не нарушало права и законные интересы других лиц и не противоречило закону. В данном случае закон не нарушается, на других лицах исполнение такого соглашения тоже никак не сказывается. Такое условие как "ответчик обещает возносить молитвы" звучит абсурдно, но является совершенно законным. Вопрос в рациональности самого требования. В мировом соглашении стороны прописывают свои риски и те условия, которые должны быть выполнены в любом случае (добровольно или принудительно). Неужели истцу обязательно было прописывать данное условие в мировом соглашении и ответчик не исполнил бы это по устной договоренности, зачем перетаскивать в сферу государственного регулирования вопрос выполнения молитв? Как у адвоката у меня сразу возник риторический вопрос: если ответчик добровольно не исполнит это условие, то обратится ли истец в суд за получением исполнительного листа для включения процедуры принудительного исполнения?... Надеюсь, хотя бы практику исполнения соглашения мы не увидим.

Религия Гражданское право Суд Нижний Новгород Приволжье