15.02.2016 11:20
Культура

На Берлинском кинофестивале представили фильм о беженцах в Европе

Текст:  Валерий Кичин
В рейтингах 66-го Берлинского фестиваля документальная картина Джанфранко Рози "Море в огне" сразу после премьеры резко вырвалась вперед: никакая авторская фантазия не может сравниться с показанным впрямую фактом.
Читать на сайте RG.RU
Дени Коте: В фильме неясно, существуют ли персонажи в реальности

Этот фильм снят на итальянском островке Лампедуза - на первой европейской суше, куда прибывают бегущие от войн и голода мигранты из Сирии, Судана, Мали... Собственно, сначала Джанфранко Рози собирался снять десятиминутную короткометражку о тамошнем фестивале, но, приехав, увидел совсем не тот образ, который навязывает массам телевидение. Он увидел человеческую трагедию лицом к лицу, и она потрясала неправдоподобностью, запредельностью того, что происходит в реальности.

В местной клинике он познакомился с единственным на острове врачом Пьетро Бартоло, который уже четверть века имеет дело с бедствующими беглецами, и тот рассказал режиссеру шокирующие истории о массовой гибели людей в море и о том, в каком критическом состоянии добираются счастливцы до европейских берегов. Ввел в местное рыбачье сообщество, познакомил с его бытом, размеренным ритмом жизни, с ребятишками, единственным развлечением для которых служат море и рогатка, которой они расстреливают кактусы и редких на пустынном острове птиц. Рассказ в фильме идет как бы от имени 12-летнего Самуэле, и мы точно так же, как и автор, входим в этот скудный на радости мир постепенно, его наблюдая и в нем осваиваясь.

В этом трагическом фильме много забавного и поучительного: хотя бы в эпизодах, где мальчонка рассудительно беседует с врачом о проблемах с глазами и дающей сбои дыхалкой. Внимательный взгляд заметит, что заштатная эта клиника располагает завидным оборудованием: здесь могут не просто оказать помощь беременной женщине, но и определить состояние и пол будущего ребенка.

На Берлинале премьеру "Тряпичного союза" встретили шквалом аплодисментов

Трагедия мигрантов, в отчаянии бегущих через море за ускользающей надеждой, естественно входит в этот быт: местные жители живут с этой трагедией уже несколько десятилетий, это здесь - повседневность. Они постоянно видят эти утлые лодки, переполненные иссохшими от жары и жажды живыми скелетами. Видят эти синие мешки, в которые погружают бесчисленные трупы. Видят тени людей без сил и без языка, покорно ожидающих своей судьбы в загонах для осмотра. И давно уже устали задавать равнодушному миру вопросы, на которые нет ответов. Теперь эти вопросы ставит фильм "Море в огне", и они явно нашли на фестивале живой отклик.

Оборотная сторона проблемы накатившей на Европу волны мигрантов - их способность к ассимиляции. Именно это все чаще ставят под сомнение, опасаясь, что волна снесет и необратимо изменит все устои европейской цивилизации. Беженцам трудно приспособиться к новым культурным условиям, они хотят сохранить свои порядки. Вот, например, Берлинале придумал свою акцию благотворительности: для мигрантов выделены бесплатные билеты на фестивальные просмотры. И тут же, как сообщает пресса, вскипает встречное недовольство: арабские зрительницы возмущены, что в фильмах, по их мнению, много слишком свободных сцен, что женщины на экране щеголяют непокрытой головой, что тунисский конкурсный фильм чересчур вольно обращается с мусульманскими традициями...

Как известно, благодаря мигрантам с юга и Ближнего Востока население Германии за последние годы увеличилось более чем на миллион человек. Всегда внимательный к политическим и социальным сдвигам, Берлинский фестиваль уделяет теме беженцев особое внимание. Даже прибывший на премьеру своего нового фильма Джордж Клуни счел необходимым встретиться с Ангелой Меркель, чтобы высказать полную поддержку ее политики "открытых дверей". Конечно, пристально занимаясь этой темой, кинематограф выполняет вполне утилитарную задачу - обратить внимание общества на актуальные события, грозящие перевернуть весь привычный уклад жизни. Но именно в этом, возможно, и состоит одна из важнейших миссий искусства.

Фильмы Джанфранко Рози уже не впервые пробиваются в главные конкурсы ведущих фестивалей Европы - два года назад Золотого льва Венеции был удостоен его документальный фильм о Римской кольцевой автодороге Sacro Gra.

Прямая речь
Ли Тамахори рассказал о новейших судьбах племени маори

Джанфранко Рози:

- Я снял фильм о трагедии, которая происходит на наших глазах, чтобы показать, что мы все несем ответственность за эту ситуацию. Я хотел также, чтобы зрители во всем мире увидели и поняли, что движение беженцев - это настоящая катастрофа, прежде всего для тех, кто вынужден покидать свои страны.

Пьетро Бартоло, протагонист фильма, врач с острова Лампедуза:

- Я работаю врачом, помогающим беженцам, с 1991 года. Я видел истощенных, больных, изуродованных, полумертвых людей, женщин, детей, я видел трупы в лодках, я видел горе и страх. Ко мне обращаются сотни журналистов со всего мира, и я стараюсь рассказывать всем о том, что я вижу постоянно. Может быть, тем самым мне удастся пробудить внимание к этой проблеме и сочувствие к этим людям. Ведь беженцы - несчастные, по сути, люди. Никто не будет покидать свою родину без крайней нужды. И мы должны понять, что причина массового бегства в другие страны - ужасное положение людей на их родине. Там и решение проблемы.

Подготовила Анна Розэ

Мировое кино