Что было правдой, а что легендами, которые сопровождают жизнь большого артиста? Об этом рассказали его друзья и коллеги, поделившись мыслями о новом фильме, о замечательном артисте, и о том, что осталось за кадром.
Вячеслав Добрынин, композитор, певец:
- Я Валеру любил, уважал, и он пел много моих песен. Мы были друзьями. И, конечно, это тот человек, о котором давно нужно было снять фильм. Жаль, что я его так и не посмотрел, потому что был занят своими делами. Не буду оправдываться, но очень жаль (в дни показа "Эти глаза напротив" шел монтаж телеверсии юбилейного концерта Вячеслава Добрынина. - Ред.).
Лев Лещенко, певец, народный артист СССР:
- Этот фильм сделан лучше многих, рассказывающих о той эпохе и ее звездах. Мне трудно его комментировать, потому что это мое время, и многое в нем я воспринимал по-другому. Вот актер, сыгравший Ободзинского, - это, по-моему, современный стандарт. А чтобы передать то время, нужно было искать человека с чертами той эпохи. В фильме Валерия играет длинноволосый парень, но сам-то Ободзинский никогда не носил такую прическу. Она у него была модная, но очень аккуратная. И вообще Валера отличался редкой педантичностью, был очень успешен!
Может, к Ободзинскому и были какие-то официальные претензии. Например, за то, что не прислушивался к тому, что от него порой хотели услышать власти, что он должен петь на каких-то праздниках. Но его никто и не запрещал! Да и жил он хорошо, и просто сам расхотел петь, считал, что достиг пика. Просто Валера немного не вписывался в тогдашние понятия "социального", "примерного" человека. Мог себе поэтому позволить и погулять. Но никогда он, конечно, не был изгоем. Я дружил с Ободзинским, знаю, что у него была благополучная семья - красавица-жена, дети... И его жизнь в социальном плане была для него как для артиста удачливее, чем для большинства его коллег сегодня...
Юрий Маликов, основатель ВИА "Самоцветы":
- Валерий Ободзинский, как и я, по образованию был контрабасистом. Артистом он был отличным, и мне запомнился голосом и хорошими песнями, а как человека я знал его меньше. Мы часто вместе работали во Дворцах спорта: он - в одном отделении, "Самоцветы" - в другом, но у всех была своя жизнь, свои гастроли. И ничего плохого об Ободзинском я не слышал, да и не интересовался, так что фильм "Эти глаза напротив" и не смотрел. Я просто рад, когда о тех временах и событиях снимают талантливое кино.
А знаете самый популярный ляп в фильмах про музыкантов 60-х? Нам часто показывают: молодой человек приходит в студию, надевает наушники и начинает петь в микрофон... Но ведь в 60-х не было наушников! Мы слушали колонку, так называемую "подзвучку". Что, такого не было в этом фильме? Ну и хорошо, что не было!
Вячеслав Малежик, певец:
- Мой приятель работал в ансамбле "Москвичи", который аккомпанировал Ободзинскому. И Валерий обучил его такому трюку: когда зрители не собираются хлопать и вызывать "на бис", не надо просить барабанщика бить в "бочку" в ритме аплодисментов. Нужно просто встать на краю сцены и посмотреть в зал, не кланяясь. И зрители сами начнут хлопать...
И вот помню: уже после того как Ободзинский вернулся на сцену, мы пересеклись на одном стадионе. Я пел в "Веселых ребятах", мы выступили, и я остался послушать Ободзинского. Он спел свои песни (он был не очень здоров, и поэтому, помню, не все длинные ноты у него получились), а потом встал на сцене, чтобы получить эту свою "бисовку". Но зрители промолчали. И он, как говорят, ушел "под звук собственных шагов". Конечно, это самое неприятное для артиста, и по мне, так эти детали рассказывают о нем гораздо больше, чем любые байки и анекдоты... Правда, тогда в "Веселых ребятах" мы все были молодые и "завернутые" именно на вокально-инструментальных ансамблях, потому Ободзинский и не был моим кумиром.
И даже когда он исполнил Girl (спеть с официальной сцены Beatles было рискованно, певца могли обвинить в неблагонадежности, в пропаганде западных ценностей и запретить выступать. Тем более Ободзинский спел Girl на нашей сцене первым! - Ред.), мне это показалось не смелым и правильным поступком, а кощунством. Мол, как он мог посягнуть на святое?!
Это сейчас, прожив какие-то годы, мы начали понимать, что Давид Тухманов - великий русский композитор (именно он написал и "Эти глаза напротив". - Ред.), а тогда считали себя "альтернативой", а все вокруг - "совком"...
Ну а про пьянство - это правда. Однажды, рассказывали, Валерий в угаре из Омска улетел в Сочи, и весь Омск вставал на уши: куда делся Ободзинский?! Оказалось, что они с приятелем не нашли водки, оказались в аэропорту, и один из них предположил, что "в Сочи точно должна быть водка!". И они улетели. Это уже как легенда. Но, с другой стороны, если о человеке складываются легенды, то это говорит о его популярности и ореоле славы.
Борис Каплун, ударник ансамбля "Ариэль":
- Мы общались с Валерием дома у композитора Зацепина. Вместе записывались, пели для фильма "Между небом и землей", там и Алла Пугачева участвовала. А потом пересеклись во Владивостоке. Это была середина 70-х. "Ариэль" завершал серию концертов в Доме офицеров, а Ободзинский только приехал туда. Мы отыграли три дня, а он выступал пять, давая по 2-3 концерта. Так что в фильме все правда...
Что касается поклонниц - это было неизбежно, у Ободзинского их было очень много. А вот характер... В фильме Валерия сыграли распахнутым, ярким, а он, думаю, был больше погружен в самого себя. Это заметно и по его песням. Бурно живущий человек не смог бы, полагаю, так спеть "Восточную", да и "Эти глаза напротив"...
Такие фильмы нужны, наши дети должны знать, что большие артисты были людьми простыми и искренними, а не пафосными, как многие современные звезды. В первую очередь внутренне. Потому что с глазами и ногами можно сделать любую операцию, но вот как быть, если нет таланта и души?! У Ободзинского они, конечно, были.
- Эти глаза напротив
- Вечная весна
- Восточная песня
- Любимая, спи
- Что-то случилось
- Анджела
- Сколько девчонок на свете
- Лишь вчера
- Листопад
- Неотправленное письмо