На борту 186-метровой громадины тишина, у экипажа заслуженный отдых. Вокруг идеальный порядок и чистота, не верится, что кораблю в этом году "стукнуло" 33 года. Огромная некрашеная стальная палуба выглядит почти как новенькая. Моряки объясняют, что под краской ржавчина быстро съедает металл, поэтому палубу не красят, а натирают - по несколько раз в день.
Здесь же находятся гнезда пусковых установок зенитно-ракетной системы "Форт" - как раз благодаря ее наличию "Москву" отправили охранять подступы к авиабазе в Сирии, где базируются самолеты ВКС России. Сверху она похожа на барабан гигантского револьвера, сами ракеты располагаются вертикально под палубой. На подготовку системы к бою уходит всего 40 секунд. Она способна обнаруживать и уничтожать цели в радиусе более 100 километров - самолеты, вертолеты, ракеты. "Мозговым центром" выступает радиолокационная система, которая может одновременно отслеживать 12 целей, выбранных оператором. Когда ракета запущена, антенна корректирует ее курс, передавая сведения о передвижении объекта.
- Мы патрулировали в зоне интенсивных полетов авиации, в небе могли одновременно находиться десятки самолетов, не только российских, - рассказывает командир зенитно-ракетного дивизиона ГРКР "Москва" гвардии капитан-лейтенант Дмитрий Семкин. - Они идентифицируются системой опознавания "свой-чужой". Если объект не отвечает на запросы и приближается на опасное расстояние, командир корабля принимает решение на открытие огня.
На границе с Турцией ждали новых провокаций.
- Мы все время были в готовности, система "Форт" исправно работала, - говорит Семкин. - Но никто к нам не подлетал. Все знают возможности этих кораблей по обнаружению и слежению за целями, поэтому на провокации никто не решался.
"Москва" вооружена до зубов. Кстати, сейчас "Москву" готовят к доковому ремонту, и весь боезапас, как того требуют меры безопасности, с корабля сняли - он стал легче на 200 тонн и на полтора метра поднялся над водой. Пока крейсер будет стоять в доке 13-го судоремонтного завода ЧФ, экипаж останется на борту обеспечивать живучесть и безопасность корабля в период проведения ремонтных работ.
Матрос срочной службы Игорь Лукашенко призвался из Симферополя. Перед службой окончил вуз и успел поработать юристом. Когда распределили на "Москву", был страшно горд и удивлен - думал, что на флагман ЧФ берут только "по блату".
- Я считаю, что мне повезло, - говорит он. - На берегу есть свои плюсы, но побывать на боевой службе в море случается не всем. Я рад, что попал на гвардейский крейсер.
Хотя корабль и находился непрерывно в море, про отдых тоже не забывали. На палубе корабля в Средиземном море для экипажа проводили спортивные соревнования, а в качестве приза вручали пирог со сгущенкой, устраивали концерты - для этого на корабле припасены гитары и синтезатор.
- Когда было тепло, крутили кинофильмы на вертолетной площадке под открытым небом, это было впечатляюще, - делится Игорь Лукашенко. - Запомнилось, как заходили на три дня в кипрский порт Лимассол, чтобы отдохнуть и пополнить запасы. Оттуда можно было позвонить родным. Кстати, мама сказала, что "Москва" размером с нашу улицу. Она вместе с другими родителями была на борту, когда мы вернулись в Севастополь.
Однажды на борт высадился десант из нескольких десятков иностранных журналистов.
- Мы такого внимания не ожидали. Для нас это служба, а не подвиг, - рассуждает врио замкомандира корабля по работе с личным составом гвардии капитан-лейтенант Денис Ельнов. - Но тут мы увидели, что действительно играем важную роль. Репортеры со всего мира снимали нас на видео, расспрашивали.
- На боевой службе, конечно, интересней, чем в обычном походе, - продолжает он. - Перед экипажем стоит конкретная боевая задача, и все действия приобретают другой смысл. Все должно делаться безошибочно, ведь второго шанса может не быть. Меняется отношение экипажа - каждый чувствует ответственность, более бдительно несет вахту. Это ощутили все без исключения .
Моряки шутят, что "Москву" в последние месяцы так часто показывали по ТВ, что родные даже не успели по ним соскучиться. Но дома за них, конечно, тревожились. И ждали. Пока гвардейский крейсер прикрывал авиабазу ВКС РФ в Сирии, у четверых моряков родились дети.
Справка "РГ"
ГРКР "Москва" (прежнее название "Слава") - первый из трех крейсеров проекта 1164 "Атлант", стоящих на вооружении ВМФ России. Был построен на судостроительном заводе в Николаеве . Вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале следующего года включен в состав Краснознаменного ЧФ. В НАТО получил прозвище "убийца авианосцев". Предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям и группировкам противника, противовоздушной обороны, поддержки противолодочных групп. Длина корпуса - 186,5 метра, ширина - 20,8 метра. Полное водоизмещение - 11 280 тонн. Экипаж - 510 человек. Скорость полного хода - 32 узла (59 километров в час).
Корабли Каспийской флотилии выполнили пуски крылатых ракет по позициям боевиков "ИГ" в Сирии