В этой проблеме мы не одиноки. Теневая занятость существует во многих странах, и в России на их фоне - самые благоприятные показатели. В Бразилии, Китае и ЮАР масштаб неформальной занятости колеблется в районе 30 процентов от числа трудоспособного населения. Как рассказал "РГ" секретарь правительства Индии, первый замминистра труда и занятости Агарвал Шанкар, в этой стране в теневом секторе занято практически 90 процентов всего работающего населения.
А это уже не проблема, это вызов. Население Индии - более 1,2 миллиарда человек, и когда большая часть его не платит налоги, обеспечить всех пенсией и всесторонней медицинской помощью правительство не в состоянии. Так что спасение утопающих - дело рук сами утопающих.
В стране действуют страховки - медицинская, пенсионная, от несчастного случая на работе, которые люди могут оплачивать сами, если это не делают за них работодатели. Стоят они недорого. При минимальной зарплате в шесть-семь тысяч рупий (это примерно шесть-семь тысяч рублей) медицинская страховка стоит 250 рупий в месяц, и купив ее, человек обеспечивает медобслуживанием всю семью. Агарвал Шанкар уточнил, что сейчас власти Индии работают над тем, чтобы сделать бесплатными для всех жителей страны хотя бы минимальный объем медицинских услуг. Что касается пенсионной системы, если человек с 20 лет и на протяжении всей трудовой жизни платит тысячу рупий в год, то после выхода на пенсию (в 60 лет) может рассчитывать на пенсию в тысячу рупий в месяц.
В Бразилии неофициальных работников выводят в "свет" двумя способами. Первый - это официальный контроль, инспекция предприятий, штрафы и другие санкции по отношению к работодателям, рассказал "РГ" министр труда и занятости Бразилии Мигел Россетто. Второй - облегченный вариант налогообложения для малых и микропредприятий, где работают не более двух человек и с оборотом не более 100 тысяч долларов в год. Для них разработана программа "Симплес", то есть простая. Она позволяет совершать один платеж в размере от 6 до 18 процентов от оборота в зависимости от оборота предприятия. И этот платеж покрывает все: и налоги всех уровней, и социальные платежи.
Зарегистрироваться, работать и платить в рамках "Симплес", а значит, и официально оформить свое положение в системе социального страхования, могут самозанятые, домашние работники, фрилансеры, торговцы и другие категории "свободных" тружеников. В социальные фонды будет поступать пять процентов от заработка (они включены в единый платеж). И хотя это в четыре раза меньше, чем платят в систему работодатели за официальных работников крупных и средних предприятий, участники программы наравне со всеми получают право на выплаты по больничному листу, оплату декретного отпуска, пенсию, компенсацию в случае травм.
Есть только одно отличие, уточняет Мигел Россетто. Для тех, за кого платит работодатель, предусмотрено софинансирование - работники тоже делают отчисления в Фонд социальной защиты. Таким образом, в совокупности в него поступает от 28 до 31 процента от зарплаты каждого труженика. И тогда этот работник может выйти на пенсию по выслуге лет: мужчина - через 35 лет работы и совершения платежей, и женщина - через 30. За несколько лет благодаря этим мерам теневая занятость в Бразилии снизилась с 50 до 30 процентов.
В ЮАР усилия властей направлены в первую очередь на работодателей. Когда выявляется предприятие с неформальными работниками, на него накладывается штраф. А в некоторых случаях его могут и вовсе закрыть, рассказала "РГ" министр труда ЮАР Милдред Олипант. Зато если человек вместо того, чтобы работать нелегально, зарегистрировал малое предприятие, он может рассчитывать на финансовую помощь правительства, которая часто бывает безвозвратной.
Дэвид Робалино, эксперт по вопросам рынка труда и занятости группы Всемирного банка:
- Решить проблему неформальной занятости можно, снизив налоги на рынке труда (подоходный и прочие. - Прим. ред.). Заменить их можно повышением акцизов на сигареты и введением налогов на роскошь. Страны, которые пошли по этому пути, получают хорошие результаты. Например, Мексика, Чили.
Александр Разумов, и.о. гендиректора НИИ труда и соцстрахования:
- Сузить теневую занятость можно несколькими способами: ввести ответственность работника за работу без трудового договора и усилить ответственность работодателей. Нужно создать такую пенсионную систему, чтобы пенсии людей, имеющих большой трудовой и страховой стаж, даже если они работали всю жизнь за минимальную зарплату, существенно отличалась от пенсии тех, кто скрывал свои доходы.
Михаил Шмаков, глава Федерации независимых профсоюзов России:
- Нужен стимул. Если работодатель делает за вас отчисления в социальные фонды или вы их делаете за себя сами, например как индивидуальный предприниматель, значит, имеете право прийти в поликлинику за бесплатной медпомощью - по полису. А если вы трудоспособный человек, крепкий и здоровый, не инвалид, не официальный безработный, но и официально нигде не работающий - будьте добры сами за себя заплатите. Или самостоятельно делайте взносы в фонды и на пенсию в дальнейшем не рассчитывайте.
Гай Райдер, гендиректор Международной организации труда:
- Нельзя сказать, что эффективнее: снижать налоги и убирать административные барьеры или вести жесткую контролирующую политику против неформального сектора. Выбор "или-или" не стоит. Должен быть и кнут, и пряник сообразно развивающейся обстановке.