19.02.2016 09:55
Кинократия

Опасения переборщить с брутальностью лишили фильм "Трамбо" остроты

Текст:  Дмитрий Сосновский
Почти одновременно с долгожданной комедией "Да здравствует Цезарь!" на большие экраны выходит драма Джея Роуча "Трамбо", сюжет которой перекликается с работой братьев Коэн.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Трамбо"

Впрочем, эти две картины не объединяет ничего, кроме времени и места. Если Коэн сняли постмодернистский фарс, легкими штрихами набросав забавную, но несколько сумбурную карикатуру на эпоху, Роуч решил сделать серьезный байопик об одной из трагических ее фигур.

"Гордость и предубеждение и зомби": когда название отражает содержание

Перенос на экраны истории жизни американского сценариста Далтона Трамбо, вместе с рядом коллег подвергшегося остракизму, издевательствам и отсидевшего в тюрьме почти год за свои коммунистические взгляды, в целом получился убедительным. Хотя он и не лишен некоторой голливудской искусственности.

Иных недалеких поклонников западной политической культуры ярко проиллюстрированная истерия времен маккартизма может заставить почувствовать себя неловко. Однако, решившись на съемки такого смелого фильма и стараясь сделать его максимально правдивым, авторы все же с чрезмерной осторожностью отнеслись к такой леденящей кровь теме, как "охота на ведьм". Формально придраться не к чему - есть здесь и лживые обвинения со стороны врагов, и давление властей, и предательство товарищей, и нападки "патриотов", и подлые угрозы соседей, и косые взгляды сокамерников. Но эти эпизоды так и остаются эпизодами - им не удается создать общую атмосферу царившего тогда помешательства.

Не в последнюю очередь - из-за уже упомянутого излишнего внешнего лоска и заметного упрощения биографии. Но еще в большей степени - из-за того, что довольно быстро рассказ перестает балансировать между попыткой художественно воссоздать рубеж сороковых-пятидесятых годов и стремлением показать личную трагедию сильного и очень непростого человека, полностью обращаясь к последнему.

"День выборов 2": драмедия о плебисците и внутреннем выборе

Однако фильм выручают отличные актеры - в том числе исполнители второстепенных ролей: Майкл Сталберг, Джон Гудмен, Хелен Миррен и другие. А солирующий Брайан Крэнстон, хорошо всем известный по сериалу "Во все тяжкие", с ролью чрезвычайно одаренного автора с двумя заочными "Оскарами" и испорченным жизнью характером, справился отлично. Если и предъявлять претензии по поводу центрального персонажа, то адресовать их надо сценаристу не "Римских каникул" и кубриковского "Спартака", а "Трамбо". Проблемы изображения героя и эпохи имеют в картине одинаковые причины и природу: из-за опасений ее создателей переборщить с брутальностью, они недобрали в глубине и достоверности.

Так или иначе, "Трамбо" - хороший байопик и действительно событие в американском кино. Он рассказывает о том, что в Штатах вспоминают отнюдь не часто - и явно стремится к объективности. О потраченном на него времени вы не пожалеете. Но будьте готовы к легкому чувству неудовлетворенности после просмотра.

3.5

Рецензии