Жюри во главе с Мерил Стрип благоразумно прокатило явные провалы наподобие "Специального полуночного выпуска" Джеффа Николса, но явно решило, что знаменитостям и так довольно почестей - нужно вывести к свету имена, миру пока не известные. Поэтому при наличии сильных работ Колина Ферта или Изабель Юппер лучшими актерами признаны тунисец Маджид Мастура ("Хеди") и датская актриса Трине Дирхольм ("Коллектив"). Спорно присуждение "серебра" за лучшую режиссуру автору заурядного французского фильма "Будущее" Миа Хансен-Лав.
Кадры из фильма "Будущее"Но в целом расклад призов нареканий не вызвал. Гран-при увенчал картину фаворита Берлинале боснийца Даниса Тановича "Смерть в Сараево" - горькое размышление о закономерностях европейской истории за сто лет после Первой мировой. Приз за лучший дебют справедливо присужден Мохаммеду Бен Аттиа - режиссеру семейной драмы "Хеди" о революционных переменах в тунисском обществе. Серебряного медведя за художественный вклад увез Марк Ли Пинбин - оператор китайской картины "Перекрестное течение". Лучший сценарий жюри нашло в фильме Томаша Василевски "Соединенные Штаты Любви". И, наконец, приз Альфреда Бауэра "за фильм, открывающий новые перспективы" достался филиппинцу Лаву Диасу за эпопею "Колыбельная скорбной тайне".
Берлинский конкурс-2016, если судить по критериям "чистого искусства", не назовешь сильным. Авторские эксперименты выдыхаются и сменились фильмами, актуальными уже не в киноведческом, а в прямом, общественном смысле. Многие недовольны. Но для меня эта программа была интереснее предыдущих - кардиограмма планеты. Социальная актуальность не противоречит высоким художественным качествам - это доказали картины "Коллектив" Винтерберга, "Когда тебе 17" Тешине, "24 недели" Беррашед, "Хеди" Аттиа и обе документалки: "Море в огне" Рози и "Дни Зеро" Гибни.
Кроме того, внеконкурсные показы подарили такой хит, как "Куда бы еще вторгнуться" - новый памфлет от американского провокатора Майкла Мура ("Фаренгейт 9/11"). В первой же сцене картины он под хохот публики выступает перед собранием пентагоновского генералитета. У него предложение: чем тратить бездну денег и жизней на бесполезные войны, лучше послать армию, состоящую из одного Майкла Мура. И посмотреть, что хорошего может почерпнуть для себя великая страна Америка в том самом мире, к которому средний американец привык относиться со снисхождением.
Он объездил Италию, где люди работают, чтобы наслаждаться жизнью, Финляндию, где лучшая в мире система образования, Германию, где уже в школах делают прививку от фашизма, рассказывая о его преступлениях (там есть музеи жертв фашизма - "Почему же в нашей Америке нет музеев жертв расизма?", попутно интересуется у соотечественников Майкл Мур). А вот он остолбенело смотрит на завтрак, которым потчуют школьников во Франции: там рокфоры-камамберы и прочие гастрономические изыски, а при виде американской коки дети морщатся - вредно! Посетил Словению, Португалию, Норвегию, Исландию и Тунис, и везде его ждало открытие: Америка для мира далеко не тот идеал, каким она себе кажется. И тогда он просит встреченных им людей обратиться с экрана к братьям-американцам. "Я знаю и люблю американскую культуру с ее Хэмингуэем и Керуаком, Бернстайном и Гершвином - почему же американцев не интересует культура Туниса, Эстонии или Ирана, словно нас вообще нет на земле?" - спрашивает на хорошем английском тунисская девушка. Мур снова сделал как бы антиамериканский фильм, но на деле эта попытка разуть глаза на мир - акт высочайшего патриотизма.
До России Мур не доехал, но дал много поводов для закадровых наблюдений. Это у нас, а не в Финляндии, некогда была одна из лучших в мире систем образования. Это СССР внес наибольший вклад в борьбу с фашизмом - но, как выяснилось, не застраховался от нацистских настроений у себя дома. Это мы прокламировали открытость миру - но отдаляемся от него так быстро, что скоро его не догоним. Майкл Мур сделал фильм, в такой же мере актуальный для Америки, как и для любой страны раскалившейся планеты. Фильм о том, что и труд, и учеба, и социальная борьба, и политика имеют целью одно - счастье каждого человека и стабильность мирового сообщества в целом.
Берлинский кинофестиваль-2016