24.02.2016 17:50
Кинократия

Фильм о "Барселоне": черно-белая история "сине-гранатовых"

Фильм о "Барселоне": черно-белая история "сине-гранатовых"
Текст:  Дмитрий Сосновский
У российского зрителя появилась возможность увидеть вышедший на Западе чуть ранее фильм об одном из самых успешных футбольных клубов современности - "Барса": больше, чем клуб" (Barça Dreams).
Читать на сайте RG.RU
Фильм "Лемми": задокументированный итог жизни лидера Motörhead

История 116-летней "Барселоны", имеющей массу поклонников по всему миру и при этом остающейся символом Каталонии и борьбы этого региона за свои права с прицелом на независимость, действительно впечатляет. Тем интереснее узнать о том, как все начиналось.

Парадоксальная фигура создателя команды, приехавшего из Швейцарии энтузиаста спорта Жоана Гампера, в фильме Жорди Льомпарта освещается с интересной стороны. Особенно любопытно замечание одного из комментаторов: увидь сегодня, в какой гламурный бизнес превратился современный футбол, романтик и принципиальный сторонник любительского подхода к делу сильно бы расстроился. Иными словами - он наверняка стал бы адептом несколько маргинальной, но не лишенной смысла идеологии Against Modern Football, что, конечно, с нынешней "Барселоной" мало соотносится.

И хотя детищу Гампера действительно удалось не только органично вписаться в современную систему мирового футбола, но и завоевать в ней одно из главных мест, в ускоряющемся мире "Барселона" продолжает занимать несколько консервативную в своем романтизме позицию. Увы, немногие себе это могут позволить. Клубам с традициями красивого комбинационного футбола все труднее их сохранять: приходится идти на компромиссы ради результата. Одной "Барсе" будто бы все нипочем. Но это, конечно, не совсем так, и все это возникло не на ровном месте.

Недаром клубная школа "Барселоны" остается примером для подражания всего мира, а клубная структура, наряду, может быть, с "баварской", позволяет сохранить преемственность поколений, делающих в итоге одно совместное дело. В возникшей системе и легионеры, приезжающие на время, нередко оставляли в ней заметный след и помогали модернизировать механизм. Из длинного списка иностранных звезд "Барсы" авторы картины выбрали для иллюстрации наиболее ярких - Йохана Кройфа, Диего Марадону и Роналдиньо. Значительный кусок повествования уделен аргентинскому воспитаннику "Барсы" Лео Месси, чего можно было не делать, учитывая, что про лучшего игрока планеты и так успели снять не одну документалку.

Интересно, что такая неординарная личность, как Луиш Фигу, по понятным причинам вычеркнутый из истории "Барселоны", в фильме все-таки присутствует: стоит спиной к камере во время демонстрации ему каталонцами неприличных жестов. Эпизод мимолетный, но немаловажный, напоминающий футболистам, что навсегда стать частью великого клуба - все-таки важнее сиюминутных интересов. Увы, это все реже понимают современные спортсмены, в том числе - в России.

С "Реалом" и причастными к нему людьми, которым, разумеется, отведено немало времени двухчасовой ленты, ее создатели вообще не церемонятся. Черное и гранатовое здесь настолько отчетливо разделены, что дипломатичные замечания со стороны Хави и Иньесты о необходимости иметь сильного соперника разубедить в демонической сущности "королевского клуба" зрителя уже не смогут.

Припоминаются мадридцам и помощь Франко, и нахальная финансовая политика, и легкомысленное отношение к необходимости иметь собственный игровой стиль. Не сказать, что упреки эти безосновательны, но авторы фильма сознательно сгущают краски до абсолютной тьмы.

"Аргентина": фольклор в прочтении великого испанского режиссера

Кульминацией этого всего становится противопоставление Хосепа Гвардиолы и Жозе Моуринью. Под "Волшебную флейту" Моцарта демонстрируются отрывки из "эль класико", где игроки "Реала" подло провоцируют и вообще всячески вредят исподтишка каталонцам. Непонятливым объясняется: Гвардиола - собственно, и есть Вольфганг Иоганн, а Моуриньо - злобный Сальери (разумеется, имеется в виду образ из небезызвестного фильма Формана по мотивам произведения Пушкина). При всей специфичности личности Жозе и (анти)футбола, который он ставит своим командам, сводить его личность к примитивному завистливому хамству не вполне справедливо.

Но если "Реал" предсказуемо подвергся нападкам сразу по нескольким фронтам, то "Эспаньолу", давнему сопернику "Барсы" по каталонскому дерби, повезло еще меньше: он в картине просто не упоминается. Вероятно, клубу с таким названием при такой прописке в фильме места просто не нашлось.

Трудно без смеха наблюдать за рассуждениями игроков каталонского клуба о недопустимости нарушения fair play и любви к честному футболу - из уст спортсменов, прославившихся бесконечными "нырками" в штрафной и симуляциями это звучит несколько странно. Но нельзя отрицать очевидное: "Барселона", до недавнего времени бесспорно бывшая клубом номер один в Европе (и остающаяся одним из таковых до сих пор) с футболом, который для большинства команд уже давно стал и навсегда, похоже, останется утопией, достойна восхищения при всех своих недостатках. В конце концов, последние порой делают футбол интереснее. Документальный фильм о таком клубе, снятый с такой любовью, очевидно, тоже не может не иметь изъянов. Что не помешает получить от него удовольствие. Хотя бы просто эстетическое - от того, что "сине-гранатовые" творят на поле.

3.5

Рецензии