По данным экспертов, кривая количества инцидентов, связанных с буйным поведением пассажиров на борту самолетов, снижается. В США, например, в 2015 году было зарегистрировано 82 таких ЧП - на 43% меньше, чем в 2014 году (тогда их было 145). Такая же тенденция отмечается и в России.
В чем дело? Выросла культура поведения пассажиров? Отнюдь. Как ни странно, причину следует искать в соцсетях, говорят аналитики Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов". Каждый случай хамского поведения на борту сразу становится достоянием гласности и обрастает сотнями нелицеприятных комментариев.
Хотя дебоши на борту самолетов по-прежнему не редкость. Один из последних случился на рейсе французской Air Mеditerranеe из Алжира в Париж: из-за драки, устроенной пьяным пассажиром, лайнер пришлось экстренно сажать в Лионе. Большинство авиакомпаний мира официально ведут "черные списки" авиахулиганов. Наказывают по-разному. В Японии могут оштрафовать на $4800. В США - от $10 000 до $25 000. В Австралии бортпроводники имеют право усмирять буянов с помощью электрошокеров...
Не исключено, что появится общемировой "черный список", и провинившийся пассажир вообще не сможет больше летать на самолетах. Но иногда неадекватно ведут себя в полете и сами члены экипажа. Так, на рейсе американской авиакомпании по маршруту Лос-Анджелес-Миннеаполис потасовку затеяли две проводницы. Командир был вынужден через 40 минут полета выполнить вынужденную посадку в Солт-Лейк-Сити. Бортпроводниц отстранили, а почти 300 пассажирам пришлось 1 час 20 минут ждать, пока не подоспела подмена. Задержку компенсировали ваучерами и дополнительными милями к бонусным программам.
Хорошо быть кошкою...
Очень много курьезных ситуаций связано с перевозкой на самолетах животных. По правилам, авиакомпании не вправе запрещать перевозку "братьев меньших", которых пассажиры берут с собой в качестве "эмоциональной поддержки". А это собаки, кошки, черепахи и даже мини-лошадки.
Спрос рождает предложение. Некоторые частные компании уже предлагают на рынке специальные удерживающие ремни для различных животных и необходимые документы. Кстати, недавно одна из пассажирок рейса US Airways хотела лететь со... свиньей. Однако такая "поддержка", пусть и на поводке, экипаж не вдохновила, и хозяйке было предложено покинуть самолет.
Для того чтобы перевезти на самолете своего любимца, нужно заказать не отдельный билет для него, а "спецуслугу". Возможность перевозки зависит от веса питомца, правил авиакомпании (что очень важно!) и правил ввоза животных в страну назначения. В салоне самолета разрешается перевозить "зверье", масса которых вместе с контейнером (клеткой) не превышает 5-8 кг, габаритами в сумме трех измерений не более 115 сантиметров. Все, что крупнее, только в багажном отделении.
Провоз собаки-поводыря тоже требует специального подтверждения от авиакомпании. Собака с сертификатом о специальном обучении может сопровождать хозяина бесплатно. В полете она должна быть в наморднике и привязанной к креслу хозяина у его ног.
Змеиный рейс
Немало хлопот авиаперевозчикам доставляют змеи. На рейсе Egypt Air из Каира в Кувейт владелец магазина рептилий в ручной клади хотел контрабандой провезти ядовитую египетскую кобру. В полете змея начала вылезать из сумки. А когда хозяин попытался засунуть ее обратно, укусила его. После срочной посадки в Хургаде змею конфисковали, а пассажиру оказали медпомощь.
Однажды пилот австралийских авиалиний Брэйден Бленнерхассет, совершавший грузовой рейс из Дарвина в Пеппименарти, обнаружил змею... в кабине. Оправившись от ужаса, летчик совершил экстренную посадку. К счастью, рептилия оказалась неядовитой.
Как защититься в полете от Зика?
Некоторые авиакомпании перед каждым рейсом опрыскивают салоны самолета дезинфицирующими спреями. Тем не менее риск заразиться остается. Проведенные исследования установили, что на каждых десяти квадратных сантиметрах откидного столика могут обитать более 2 тысяч колоний микробов. Это при том, что в не самом чистом месте - на ручках туалетных кабин таких колоний на той же площади насчитывается "только" 70. Поэтому авиаэксперты советуют пассажирам: перед полетом подумайте о спиртовых салфетках или геле, чтобы протереть столик, всю спинку стоящего впереди кресла, замок привязного ремня, подлокотник и руки. Руки следует дезинфицировать несколько раз в течение полета.
Но если в салоне находится переносчик заразного заболевания, передающегося воздушно-капельным путем, то не думайте, что спиртовые салфетки помогут, - предупреждают эксперты МКАА "Безопасность полетов". Больной атипичной пневмонией остается опасным даже в семи рядах от вас! Однако риск заражения можно значительно снизить, если направить поток воздуха из системы вентиляции прямо перед вашим лицом. Чтобы он дул сверху вниз и попадал на колени.
С шампанским - на посадку
Пассажир, летевший рейсом из Лондона в Даламан (Турция), решил отметить радостное событие и попросил бортпроводника принести бутылку шампанского. Когда бутылку открывали, пробка с силой вылетела из бутылки и пробила потолочную панель. Из-за повреждения панели автоматически выбросились кислородные маски.
Капитан самолета принял решение произвести посадку в Италии, поскольку маски экипажа следовало перезарядить кислородом на случай возникновения ситуации, при которой они бы действительно понадобились (например, разгерметизация). Задержка рейса составила несколько часов. Так что, одним - радость, другим - печаль. Как посчитали британские ученые, давление в бутылке шампанского составляет 6,33 кг на квадратный сантиметр, а пробка вылетает со скоростью 40 км/час.
Нога... улетела
Невероятно, но факт: крупная американская авиакомпания, занимающая одно из ведущих мест на рынке коммерческих пассажирских перевозок в США и мире, находится на первом месте по случаям потери или ошибочной засылки багажа пассажиров. За неполный 2015 год она потеряла или направила "не туда" в среднем 4,04 места багажа на каждую тысячу перевезенных пассажиров.
Обычно истории о потере или неправильном направлении багажа не выходят дальше разгневанных сообщений потерпевших пассажиров в соцсетях. Но на сей раз случай был поистине беспрецедентный. Дело в том, что багаж принадлежал танцовщице Адрианне Хэслет-Дэйвис, которой пришлось ампутировать ногу после взрыва, устроенного террористами во время бостонского марафона в 2013 году. В багаже находился протез ноги и другие приспособления, которые позволяют Адрианне выступать. Стоимость багажа составляла около 250 тысяч долларов. К счастью, багаж, то есть нога, нашелся. Правда, более чем через неделю, изрядно попутешествовав по миру.
Что раздражает в полете
Майкрософтовская Expedia провела опрос: что больше всего раздражает пассажиров в полете. Больше других (61%) ответивших сообщили, что это пассажир, сидящий сзади и стучащий по вашему креслу. На втором месте (59%) - родители, позволяющие своим чадам в полете абсолютно все. Третье место заняли пассажиры, которые в XXI веке не знают ничего про мыло и дезодоранты.
Один из пассажиров был снят с рейса авиакомпании Air Canada Jazz из-за того, что от него пахло потом. Пассажир нарушил правило, в соответствии с которым перевозчик может снять с рейса пассажира, если от него или нее "исходит запах, мешающий другим". Такое же правило существует и в авиакомпании American Airlines.
Как подготовить питомца к перелету?
- Запаситесь питьевой водой - в самолете обезвоживание происходит быстрее, чем на земле.
- За два часа до вылета покормите легкой пищей.
- Не забудьте выгулять животное перед отправлением.
- Позаботьтесь о том, чтобы ваш любимец не страдал от нехватки воздуха в своем контейнере или клетке.
- Не пытайтесь успокоить животное с помощью лекарств.