Предпраздничное повышение цен в марте - традиционное явление на цветочном рынке, указывает президент Флористического союза Наталья Корнеева. Как известно, у продавцов цветов несколько дней кормят весь год.
Как правило, средняя прибавка к "обычной" розничной цене в этот период - 50-70 процентов, в зависимости от сорта цветов. "Предполагаю, что в этом году такая математика сохранится", - говорит эксперт. По ее словам, магазины и киоски поднимают ценники вслед за ростом цены у оптовиков. В предпраздничный период он доходит до двух раз, согласен директор цветочной компании Arcus Flowers Игорь Россамахин.
При этом общего повышения уровня розничных цен эксперты не ожидают. То есть стоимость одного и того же цветка, условно 7 марта, если замерить по прошлому и нынешнему годам, окажется практически одинаковой. "Думаю, что предприниматели более тщательно просчитывают объем поставок цветов и ценообразование, чтобы не остаться с нераскупленным товаром в больших количествах", - указывает Корнеева. "Как в рознице раньше стоил 100 рублей цветок, так и сейчас стоит. Может, чуть больше. Для конечного потребителя мало что поменялось. Разве что по сравнению с февралем цены поднимутся", - согласен Россамахин. А потом снова успокоятся и снизятся.
Розничные точки принимают на себя основной удар. На фоне "заморозки" цены для потребителя оптовая заметно выросла вслед за курсом доллара. Хоть и не полностью "отыграла" девальвацию рубля. Если два года назад роза среднего качества длиной 70 сантиметров в обычные дни продавалась в опте по 30-35 рублей, то сейчас - это около 50-55, рассказывают в московской компании, торгующей импортными цветами.
"Больше всего страдает небольшой бизнес. Тут логика такая. Поднимешь цену - клиент отвернется", - говорит Россамахин. Но все равно приходится снижать объемы. Уже понятно, что спрос на свежесрезанные цветы даже в высокий сезон в 2016 году не достигнет показателей аналогичного периода прошлого года, привели "РГ" свои данные в сервисе Allbiz, через который происходят заказы оптовых партий. Количество запросов в начале года на цветы в среднем на 33 процента ниже, чем в прошлом году, указывают там. Участники рынка приводят пример: если раньше под реализацию оптом закупалось, скажем, 50 тюльпанов, то теперь - 25. Доходы розницы падают. При этом владельцы помещений не спешат снижать арендные ставки. Это приводит к активному закрытию торговых точек. Особенно в ЦФО. В остальных ситуация не столь острая.
А вот российские производители тепличных цветов сейчас имеют возможность неплохо заработать на фоне подорожания импорта и волны популярности всего отечественного, говорят эксперты. При этом летом распродавать свою продукцию им все равно приходится за бесценок. Каналы сбыта пока так и не налажены. И россияне в этот период предпочитают цветы с собственных участков.
В последние годы оптовики активно выходят на розничный рынок, тем самым "ломая" его, отмечает Корнеева. Это, опять-таки, давит на тех, кто перепродает цветы. В том числе убытки несут флористы, занимающиеся оформлением букетов.
Ассортимент и предпочтения покупателей в последние годы остаются прежними. Самые популярные цветы на 8 Марта - розы и тюльпаны. Соотношение по ним примерно 50 на 50.
По данным Флористического союза, основные страны-производители остались прежними: розы - Эквадор, Колумбия, Кения, тюльпаны - Голландия, герберы, зелень - Израиль, орхидеи - Таиланд, экзоты - Голландия.
Доля отечественных производителей на рынке пока очень невелика. По оценкам экспертов, не более 15-20 процентов. По розам ситуация лучше - 40 процентов - наши отечественные. Впрочем, проблем с импортом из-за санкций не ощущается, в один голос говорят участники рынка.
Специально для "РГ" федеральный сервис отзывов Фламп проанализировал рейтинги компаний, работающих на цветочном рынке в разных городах.
В целом по стране в цветочном бизнесе работают более 20 тысяч компаний. При этом в одной Москве насчитывается 3918 цветочных киосков и салонов, студий флористики и рынков.
Чаще всего россияне хвалят цветочные салоны за красиво оформленные букеты и свежие цветы. На втором месте по количеству положительных отзывов - приемлемые цены. Третий популярный среди российских потребителей позитивный тренд - работа флористов: их высоко оценивают за оформление букетов, за помощь в выборе цветов.
Среди основных претензий выделяются, понятно, жалобы на несвежие и недолговечные цветы, на плохую работу и грубое отношение персонала, а также высокие цены.
В праздники в рейтинг лучших цветочных компаний попадают те салоны и службы доставки, которые сумели достойно справиться с наплывом клиентов. А претензии получили компании, чьи курьеры не справились с доставкой и испортили сюрприз.