Госавтоинспекция совместно с экспертным центром "Движение без опасности" проанализировала аварии с участием грузового транспорта. Согласно их исследованию, аварийность на грузовом транспорте из год в год снижается, хотя и остается на довольно высоком уровне.
В 2015 году количество аварий снизилось на 3,6 процента по сравнению с 2014 годом. Количество погибших в них сократилось на 11,8 процента, а раненых - на 2 процента. Всего же в прошлом году произошло больше 11 тысяч аварий с грузовиками. В них погибло 1768 человек и еще более 14 тысяч получили ранения.
При этом 7759 ДТП произошло по вине водителей грузовиков, которые находятся в собственности у частников. По их вине погибло 1200 человек и 9834 человека получили ранения.
Такое соотношение аварийности среди частников и юрлиц, как 70 процентов и 30 сохраняется из года в год. Плюс минус несколько процентов.
Очевидно, что частный грузовик не в пример опаснее, чем транспорт автопредприятий. И объясняется это довольно просто.
Требования по безопасности перевозок к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям существенно выше, чем к физическим. А их соблюдение проверяется с завидной регулярностью. Чтобы выпустить в рейс грузовик, принадлежащий юрлицу и индивидуальному предпринимателю, необходимо обеспечить предрейсовый контроль машины и медосмотр водителя. В грузовике должен быть установлен тахограф для контроля режима труда и отдыха водителя, должны иметься документы на перевозимый груз. В случае выявления какого-либо нарушения штраф для юридического лица в несколько раз выше, чем для физического.
Именно поэтому появилась тенденция, когда организации, занимающиеся коммерческими перевозками, нанимают без соответствующего оформления физических лиц с собственным транспортом. А те перевозят грузы якобы для собственных нужд. Соблюдать правила обеспечения безопасности им для собственных нужд не требуется. Зато компаниям, нанявшим такого водителя, не нужно обеспечивать предрейсовый осмотр водителя и машины. Да и на штрафах можно сэкономить.
Это привело к тому, что за несколько лет грузовой автопарк поменял владельцев. Если в 2006 году физическим лицам принадлежало менее 50 процентов грузовиков, то сейчас более 60 процентов такого транспорта находится в руках частников.
Уже давно обсуждается идея запрета регистрации грузовиков, технически допустимая масса которых более 3,5, на физлиц. Однако, эта идея далеко не всеми поддерживается. Поэтому эксперты предлагают второй вариант решения проблемы: уравнять частников и юридические лица в обязанностях по обеспечению безопасности перевозок.
- Последствия аварий с транспортом, принадлежащим и физлицам, и юрлицам, как правило, одинаковые, - говорит президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре. - Так почему мы имеем разные требования?
Предъявление и к тем, и к другим единых требований и наложение соответствующих санкций позволит сократить количество аварий с грузовиками, а также количество погибших в них людей, считают эксперты.