01.03.2016 15:05
Культура

В Карачаево-Черкесии возродят искусство катания войлока

Текст:  Николай Грищенко (Черкесск)
В ауле Эркен-Халк Карачаево-Черкесии скоро появится школа декоративно-прикладного искусства, где детвора будет постигать основы старинного мастерства - изготовления войлока.
Читать на сайте RG.RU

- Искусству катать войлок меня научила моя бабушка, еще когда мы жили в Чечне, а это было почти полвека тому назад. В быту у ногайцев войлок занимал довольно значимое место. Обучая этому старинному ремеслу, мы преследуем цель сохранить народную культуру и наши традиции, - рассказывает преподаватель местной школы Муслимат Картакаева.

Курорты КЧР и Абхазии свяжет новый туристический маршрут

Ведь для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным материалом, который сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной и жили в юртах из войлока.

По ногайским преданиям, войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасая от зноя и холода. Кроме того, у нас сохранилась традиция: если ребенок родился недоношенным или хворым, то его нужно обязательно завернуть в войлочный коврик, и он будет расти крепким и здоровым.

В отличие от других народов Дагестана и Северного Кавказа, войлочное производство ногайцев, в отношении технологии, состояло более чем из десяти процессов, каждый из которых имел самостоятельное значение: мойка шерсти, сушка, сортировка, рыхление руками, расчесывание на гребне, взбивание шерсти "лучком", укладка на подстилку, уваливание, повторная сушка, вычесывание ворса, покраска, мойка войлока, шитье и так далее.

Cоставлен рейтинг регионов с популярными народными промыслами

Ногайцам известен гребень для расчесывания шерсти нескольких разновидностей, отличающихся друг от друга размерами и частотой металлических зубьев. "Лучок" для рыхления шерсти применялся в двух вариантах: в одних случаях мастерица, держась за дугу, быстро и равномерно опускала тетиву лучка в гущу шерсти, в других - тетива, опущенная в шерсть, ритмично натягивалась и опускалась пальцами, заставляя ее вибрировать.

По словам Муслимат Картакаевой, изготовление войлока начиналось с заготовки сухого камыша, из которого плелись карематы для первичной обработки шерсти. Именно эти циновки служили подстилкой, на которой палками выбивались мешки с руном, что способствовало очищению шерсти от пыли и примесей и придавало ей ворсистость и шелковистость.

В арсенале технологических приемов ногаек был и такой метод уплотнения войлока, как битье будущего полотнища, свернутого вместе с подстилкой в рулон, о землю, держась при этом за веревочные петли, прикрепленные к рулону.

- У многих кочевых народов сохранилось много суеверий, связанных с катанием войлока. К примеру, в Калмыкии, если во время работы появлялся посторонний человек, одна из молодых женщин вставала, брала пук шерсти, заворачивала его в табачный лист и подавала гостю. Тот в ответ говорил: "Чтобы войлок ваш был плотным и прочным" и дарил деньги. Катающие войлок покупали на эти деньги конфеты и пряники. Эта традиция у калмыков стала законом. А у ногайского народа по узорам на войлоке можно определить, из какого рода происходил человек, - рассказывает Муслимат Картакаева.

В КЧР построят историческое поселение горцев XVIII века

Многие виды мужской, женской и детской одежды и обуви у ногайцев изготовлялись из войлока. Из тонкого, легкого, однотонного войлока шили куртки и кафтаны, войлочные чулки, войлочные шляпы. Особенно высококачественные и крепкие сорта шли на бурки. Историками зафиксированы случаи, когда в XVIII-XIX столетиях оружейные пули не могли пробить ногайские бурки. Кстати, традиционное жилище потомков золотоордынского хана Ногая - юрта, возводилась на основе деревянного каркаса, сплошь покрытом войлочной кошмой.

Ногайским мастерицам также известна орнаментация войлочных ковров с помощью аппликации - нашивания узора, вырезанного из войлока или ткани одного цвета на войлок другого цвета. Для прочности и красоты контуры орнамента обшивали тесьмой контрастного цвета. Применялось также и узорное простегивание - это наиболее сложный и трудоемкий способ, но при этом и сам войлок, и нанесенный орнамент получаются качественными и долговечными.

Впрочем, педагоги Карачаево-Черкесии преследует цель не только сохранить древнее ремесло, но и научить молодежь прикладному искусству, с помощью которого они смогут зарабатывать на жизнь.

- Современный войлок значительно отличается от древнего. Благодаря химическим красителям, иглопробивным машинам и другим завоеваниям эпохи технического прогресса дизайнеры теперь могут создавать самые прихотливые формы, поэтому использование войлока в современности весьма актуально, - объяснила корреспонденту "РГ" модельер и художественный руководитель театра мод "Суюнбике" Асият Еслимесова.

Из войлока она создала коллекцию модной одежды с элементами национальных мотивов, несколько видов легких, красивых и прочных сумок, а также других аксессуаров для различных гаджетов.

Народные промыслы Карачаево-Черкесия Юг России