01.03.2016 19:25
Культура

Швыдкой: Фокин создал театральную реинкарнацию "Маскарада" Мейерхольда

Текст:  Михаил Швыдкой
Российская газета - Федеральный выпуск: №44 (6912)
Двадцать восьмого февраля в санкт-петербургском Александринском театре давали спектакль "Маскарад. Воспоминания будущего". Этой постановкой, увидевшей свет чуть больше года назад, завершались торжества, посвященные 70-летию Валерия Фокина.
Читать на сайте RG.RU

Для подтверждения внутренней сопричастности московского режиссера петербургской культуре, его преображению в пространстве северной столицы, задуманной и во многом воплощенной как художественный шедевр, - этот спектакль был безупречным творческим посланием. И петербургской публике, и коллегам по петербургским сценам, и городу как таковому. За тринадцать лет работы в Александринском театре воздух исторического Петербурга оказался для Валерия Фокина не удушающе разряженным, но животворящим. Он извлек токи необычайно художественной мощи из городской среды, из культуры классического императорского города - реального и фантомного одновременно. И мастерски доказал свое родство с великой культурой, подтачиваемой, траченой временем, но не убитой до конца.

Михаил Швыдкой: Серов добивался правды искусства

Он ставит не просто "Маскарад" М.Ю. Лермонтова, но некую театральную реинкарнацию легендарной постановки Всеволода Мейерхольда 1917 года, далекую от хрестоматийной научной реставрации былого шедевра. Она сопрягается с ним так же, как современное здание Александринского театра с его историческим оригиналом. Прошлое великолепие восстановлено с музейной тщательностью, но техническая "начинка" полна всевозможных современных чудес, которые и не снились старым мастерам. Режиссер знает, что шутки, свойственные театру, должны быть подкреплены прочным сценическим мастерством, ремесленной выверенностью, важной для любого искусства. Именно поэтому в своем спектакле Валерий Фокин, используя наиновейшие технологии, с виртуозной легкостью сочиняет изобразительную симфонию из декораций Александра Головина, выбирая самые совершенные, действующие магнетически властно. Их выверенные движения - сами по себе театр, который завораживает пластической игрой. Тем сложнее и тем интереснее современным актерам вступать в соревнование с художественной легендой, существующей в стенах этого театра.

Об этом спектакле уже много и справедливо написано. Уверен, что его через месяц с большим интересом посмотрят москвичи в рамках показов национальной театральной премии "Золотая маска". Они увидят спектакль, представляющий высокую петербургскую культуру, спектакль, который вряд ли мог появиться в московской культурной среде. К сожалению, на сцене МХТ им. А.П. Чехова он отчасти потеряет в своем художественном совершенстве, ибо волшебный зал Александринского театра создает своеобразную рифму всему, что происходит на подмостках. И, безусловно, только профессиональные зрители вспомнят о московском происхождении режиссера. Похоже, что и сам Валерий Фокин подчеркивает свою принадлежность именно Александринскому театру: в юбилейные дни, проходившие на Исторической и Новой сценах, речь шла только о его петербургских постановках, которые определили новый век творчества и самого режиссера, и его прославленной труппы. Где его поначалу приняли с известной осторожностью и даже высокомерной раздражительностью.

В начале ХХI столетия, когда многие ленинградские и петербургские жители спешили переезжать в Москву, увлеченные вновь открывшимися возможностями, Валерий Фокин отправился в Петербург, чтобы возглавить Академический театр имени А.С. Пушкина, первый российский драматический театр, до февраля 1917 года гордо носивший звание Александринского императорского.

Михаил Швыдкой: Раймонд Паулс идет в ногу сам с собой

Режиссер, укорененный в московской театральной жизни, природно связанный с вахтанговской школой, которая пригодилась ему и в таком исконно мхатовском театре как "Современник", и в Театре имени М.Н. Ермоловой, который он возглавил в разгар перестройки, когда страна заново обретала дар речи (его первой постановкой здесь был спектакль с примечательным для того времени названием "Говори!.."), коренным образом изменил свою жизнь, решив испытать себя в качественно новой культурной среде.

Мне было ясно, почему Минкультуры РФ делает предложение Валерию Владимировичу возглавить санкт-петербургский Академический театр имени Пушкина. К концу ХХ столетия он вырос не просто в значительного режиссера, за спиной которого немало первоклассных спектаклей, где он демонстрировал владение всеми направлениями и стилями современного театра. Он оказался крупным театральным деятелем, организатором, строителем и в переносном, и в прямом смысле слова. В Москве в 90-е годы он создал Центр имени Мейерхольда, сумев создать открытую экспериментальную площадку мирового уровня. Много лет проработав в профессиональном репертуарном театре, в "Современнике", а потом и в Театре имени Ермоловой, куда его пригласили в качестве главного режиссера, он знал все тяготы текущего театрального производства. И выгораживал для себя пространство эксперимента.

В Центре им. Вс. Мейерхольда он получил возможность размышлять над тайнами и таинствами театрального искусства и человеческого бытия. Но настал момент, когда ему в его творческом развитии потребовалось иное пространство. Накопленный им опыт требовал большой сцены. Тут и случилось искушение Александринским театром...

Мейерхольд, как известно, показал премьеру "Маскарада" 25 февраля 1917 года. И через год с небольшим, уже после Октябрьского переворота, переехал в Москву. Уверен, что в жизненной истории Валерия Фокина обойдется без революций.

Драматический театр