В целом по стране раскрывается 95 процентов угонов, для краж автомобилей этот показатель, согласно данным МВД РФ, составляет 34,86 процента. Раскрываемость угонов в Северной столице в 2014 году была 3,6 процента. Информацию по 2015 году петербургский главк еще не опубликовал. Но несколько обнародованных докладов от районных управлений внутренних дел заставляют серьезно задуматься.
В частности, Фрунзенский район рапортует, что раскрываемость краж транспортных средств составила по итогам 2015 года 3,2 процента. Докладчики отмечают положительную динамику: в 2014-м раскрываемость была на 0,1 процента меньше. В Петроградском районе процентов не высчитывают, все и так понятно: угнали 86 машин, раскрыли один эпизод. В плане статистических показателей есть повод для гордости у полицейских Центрального района: злоумышленники угнали 126 машин, раскрыто 15 преступлений. Лучше всего дела обстоят в Кронштадтском районе - совершено восемь преступлений, раскрыто три.
По остальным районам доклады либо не опубликованы, либо пункт "кража автомобиля" отдельной строкой в них не фигурирует.
Ситуация накалилась настолько, что в прошлом году полицейские пошли на необычный ход: попросили у граждан помощи в поиске угнанных машин. При содействии петербургского главка был создан сайт, где граждане и полицейские оперативно размещали информацию об угнанных машинах. Параллельно всем неравнодушным петербуржцам предлагалось сообщать обо всех подозрительных автомобилях, которые они видели во дворах, на улицах, в автосервисах. Граждане, как и ожидалось, проявляют активность: каждый день они пишут десятки сообщений, но все впустую. Ответ как под копирку: "Данный автомобиль в угоне не значится". За все время существования портала с его помощью найдено не более десятка автомобилей. Точную статистику "РГ" предоставить не может, так как сотрудники сайта так и не ответили на письмо редакции.
В социальных сетях зарегистрированы десятки сообществ, участники которых безо всякого содействия со стороны МВД обмениваются информацией об угнанных автомобилях. Но это тоже, скорее, не для практической пользы, а для самоуспокоения.
В известном петербургском агентстве по охране автомобилей выяснили, что чаще всего машины крадут из тех кварталов, откуда их можно быстро перегнать. Особую роль здесь играют скоростные магистрали - КАД и ЗСД.
- Для перегона автомобилей преступники стали активно использовать западную часть кольцевой автодороги, - отмечает генеральный директор агентства Василий Курсин. - Количество угонов в Василеостровском районе будет расти с вводом центрального участка ЗСД, по которому можно будет оперативно перегнать автомобиль на окраину города или в соседние районы Ленобласти.
В ООО "Магистрали Северной столицы", организации, которая обслуживает ЗСД, отмечают, что все участки дороги оснащены видеокамерами, особенно тщательно запись ведется возле пунктов оплаты - в объектив попадает номер автомобиля, нередко и лицо человека за рулем.
Правда, практика показывает, что номера перебивают, а злоумышленники меняют внешность. Например, в Московский районный суд ушло дело об угонщике, который за полтора месяца смог украсть пять автомобилей общей стоимостью 26 миллионов рублей. По данным городской прокуратуры, от видеокамер злоумышленник прятался с помощью париков и очков.
Для самих петербуржцев связь между близостью трассы и количеством угонов тоже оказалась очевидна. По просьбе корреспондента "РГ" администрация паблика "Угоны.Санкт-Петербург.Поиск", насчитывающего свыше 22 тысяч подписчиков, провела опрос. 54 процента респондентов посчитали, что с вводом в строй центрального участка ЗСД число угонов в Василеостровском районе может возрасти, 20 процентов не согласны с этим утверждением, остальные не определились.
Сотрудник охранного агентства на условиях анонимности сообщил "РГ", что большинство угонов в Петербурге совершается между полуночью и тремя часами утра. С каждым часом круг поисков расширяется, а спустя два-три дня обнаружить машину можно лишь благодаря счастливой случайности. Поэтому злоумышленники делают все, чтобы хозяин как можно позже забил тревогу.
И все-таки магистрали строят во всех городах страны, специальные технические средства преступники применяют от Калининграда до Владивостока. Но почему по всей стране находят каждую третью машину, а в Петербурге - каждую 33-ю?
Депутат Заксобрания Северной столицы Алексей Палин много лет изучает вопросы угона. По его словам, в каждом районе Петербурга раскрытием угонов занимаются всего лишь два сотрудника полиции.
Получается 36 человек на пятимиллионный город. В ближайшее время перед парламентариями будет выступать с докладом начальник петербургского главка Сергей Умнов. Палин пообещал "РГ", что поднимет вопрос по статистике угонов. Если на район выделят хотя бы трех полицейских, может, это позволит находить чуть больше машин.