09.03.2016 00:10
Общество

Климатологи надолго отодвинули ледниковый период

Климатологи надолго отодвинули ледниковый период
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (6916)
Кажется, природа сошла с ума. Зимой в Ботаническом саду распускаются подснежники, за день выпадает месячная норма осадков, снег и дождь сменяют друг друга в течение суток. Ученые выдвигают новые гипотезы, пытаясь объяснить природные катаклизмы. Но, пожалуй, самая сенсационная только что опубликована в одном из престижных научных журналов Nature. Климатологи из Потсдама (Германия) утверждают, что следующий ледниковый период на Земле наступит не раньше, чем через 100 тысяч лет.
Читать на сайте RG.RU

Статья вызвала в научной среде эффект разорвавшейся бомбы. Противники глобального потепления настаивают, что Земля уже вступила в очередной ледниковый период. Сторонники потепления готовы согласиться, что "ледник" на пороге. Но тут же подчеркивают, что это процесс на тысячелетия, а глобальное потепление развивается стремительно. И оно не даст "зиме" вступить в свои права.

И вот группа ученых из Потсдамского института климатических исследований под руководством Андрея Ганапольского предлагает новый сценарий климата. Причем он в значительной мере снимает с человека вину за глобальное потепление. Такие неожиданные выводы Ганапольский сделал, построив новую модель климата Земли.

Что на самом деле будет с Землей через 10 тысяч лет

- Она основана на так называемых циклах Миланковича, - сказал корреспонденту "РГ" ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы РАН, доктор физико-математических наук Владимир Семенов. - Этот ученый показал, что количество приходящей на Землю солнечной радиации зависит от трех факторов. Первый - наклон оси планеты, которая колеблется с периодом 40 тысяч лет, второй - вращение оси по небольшому конусу (прецессия) с периодом в 26 тысяч лет. И третий - форма орбиты. Из эллипса она превращается в круг, затем снова в эллипс и т. д. Каждый цикл длится примерно 93 тысячи лет.

От того, как взаимодействуют эти три слагаемых, зависит климат планеты. Обычно они действуют кто во что горазд, и критическая сумма для наступления капитальной зимы не набирается. Даже если наступает небольшое по историческим меркам похолодание, климат довольно быстро возвращается к норме. Настоящий же погодный катаклизм происходит, когда три слагаемых работают в одном направлении, усиливая друг друга. Это явление не раз повторялось в истории планеты. За последние 3 миллиона лет было по крайней мере 4 масштабных оледенения. Тогда лед доходил даже до тропиков.

Модель профессора Ганапольского дала несколько неожиданных результатов. Во-первых, оказалось, что в доиндустриальный период, когда человек практически не влиял на климат, Земля уже пропустила очередной ледниковый период. "Ситуация тогда висела на волоске, - объясняет Семенов. - Два фактора работали на "ледник", а вот третий - орбита Земли имела форму круга - против. Кстати, 400 тысяч лет назад такого соотношения слагаемых хватило, чтобы ледниковый период наступил. А вот в доиндустриальную эпоху, когда сложились точно такие же условия, он не состоялся. Почему? Против тогда сработал еще один важнейший фактор - высокий уровень парниковых газов. И хотя их концентрация была немного больше, чем 400 тысяч лет назад, это оказало "революционное" влияние на климат на многие тысячи лет вперед. То есть климат периодически попадает в так называемые точки бифуркации, когда достаточно, казалось бы, незначительных изменений в каких-то параметрах, чтобы он начал "двигаться" в совершенно непредсказуемом направлении".

Ученые: "Часы Судного дня" отражают серьезную угрозу для мира

Судя по выводам Ганапольского, сейчас мы далеки от точки бифуркации. Три слагаемых, определяющих климат, на протяжении ближайших десятков тысяч лет не смогут найти общий язык, каждый будет тянуть в свою сторону, поэтому у парниковых газов есть большой шанс продолжать греть Землю. И только через 100 тысяч лет усилия орбиты и оси Земли объединятся и с большой вероятностью смогут пересилить парниковый эффект.

Отсюда следует вывод: надо распрощаться с надеждами, что мы вступили в ледниковый период и можно не бояться катастрофических последствий глобального потепления, а потому не вкладывать в борьбу с ним большие деньги. Во всяком случае, профессор Ганапольский утверждает, что природа отняла у нас этот шанс.

Придется засучить рукава и всем миром останавливать рост температуры на планете.

Наука