Трехминутный разговор
Проект стартовал в Москве полтора месяца назад и почти сразу привлек к себе внимание. Во многом из-за необычных правил, которые организаторы придумали для учителей. Им предложили за три минуты сделать то, что они обычно делают за один, а то и два урока. Позабыв о всех прежних педагогических приемах, простым человеческим языком нужно объяснить задачку, теорему или самую сложную тему из школьной программы. Заснять свой шедевр на мобильный телефон или планшет, а затем отправить в оргкомитет. Экспертный "барьер" удается преодолеть не всем видеороликам. Врагом учителей чаще всего становится многословие. По словам старшего методиста Городского методического центра Андрея Лукутина, многие учителя нарушают хронометраж видеоматериалов. "Одно дело, когда он превышен на секунду-две, совсем другое, когда нам присылают фрагмент урока минут на 25, - говорит он. - Такие работы мы не размещаем в Интернете". Но и "правильных" роликов уже больше 300. Объяснить необъяснимое берутся как молодые педагоги, так и их коллеги с многолетним опытом работы в школе. Некоторые учебные заведения и учителя проявили себя особо креативно и прислали сразу несколько видеороликов. Тематика "объясняшек" самая разнообразная - от биологии и музыки до физкультуры и экономики. Больше всего их по дисциплинам естественно-научного цикла - физике, математике... Посмотреть "мини-уроки" и проголосовать за самые интересные, поставив лайк, можно на сайте на prosto.mosobr.tv.
Уравнение с "котлетой"
Соревнуясь за внимание учеников, учителям столичных школ пришлось изрядно поломать голову, чтобы скучный материал, словно по взмаху волшебной палочки, превратился в "конфетку". Судя по "начинке" видеороликов, одним подобные уроки "волшебства" дались явно с трудом, а другим удалось попасть точно в десятку, взглянув, казалось бы, на привычные вещи свежим взглядом. Так, например, поступила учительница математики Влада Красницкая из школы N 438, которая нашла оригинальный способ решения линейного уравнения, поделив его составные части на "котлеты" и "мух". Она уверена, что именно так, с помощью известной поговорки, дети раз и навсегда запомнят алгоритм решения уравнений. Мария Демина, преподающая русский язык и литературу в школе N 1454, в своем ролике общается с коллегой по скайпу и заодно подтягивает его речь, объясняя ему буквально на пальцах правила произношения некоторых слов. Спустя несколько дней после публикации видео учителю-недоучке дети в школе не давали прохода - то и дело атаковали вопросами. Запомнил ли он правила русского языка? Знает ли теперь, как правильно: звОнит или звонИт? А это пусть и небольшой, но уже результат, считает Демина.
- Современным детям весь урок смотреть на учителя у зеленой доски скучно и неинтересно, - уверена она. - Когда же они видят в нем обычного человека со своими проблемами и своими вопросами, это больше привлекает детское внимание.
Взять аудиторию эпатажем решил Александр Степанов, молодой учитель информатики школы N 1256. Как считать с помощью римских цифр, он рассказывает не в учебном классе, а на улице и под ритмы тяжелой музыки. Удивил и не прогадал - ролик посмотрели уже больше тысячи человек. Звездой себя не ощущает, думает лишь о своих учениках. "Обидно, что, зависая в Интернете, дети часто никаких знаний не получают, а просто убивают время, - заметил он. - Мне бы хотелось, чтобы они проводили время с пользой, а потому решил заинтересовать их и пробудить интерес к информатике". Недолго думая, Александр выбрал тему и собрал из своих учеников съемочную группу - постановщика, оператора и звукорежиссера. Совместными усилиями сварганили уже несколько видеороликов.
Юлия Мукосеева, учитель английского языка
- Мы можем посмотреть объяснения друг друга. У каждого из нас, учителей, все равно складываются некие стереотипы. Иногда мы на них зацикливаемся и думаем: "О боже, но почему же дети меня не понимают? Я объясняю вроде бы хорошо и вроде бы понятно". Может быть, мы используем не совсем те подходы и приемы.
Между тем
Чем занимается социолингвистика и откуда "растут" корни современного молодежного сленга? Как создается реклама и почему под ее воздействием мы покупаем вещи, которые брать не планировали? Ответы на эти и другие вопросы московские школьники могут найти на портале видеолекций - academy.mosmetod.ru.
Кстати
Прислать видеоролик можно на почту проекта - prosto@mosmetod.ru, указав при этом ФИО, предмет и школу. Авторы популярных работ смогут записать профессиональное видео в студии интернет-канала "Московский образовательный". Посмотреть простые объяснения сложных вещей можно на сайте prosto.mosobr.tv.